Счастливое поэтство

2023-12-10

Автор: Ольга Сударикова, фото из личного архива О. Аристариной

Член Союза российских писателей Ольга Аристарина уже известна читателям «Орловского вестника». Мы не раз рассказывали о выходе в свет ее книг стихов для детей. Все, что связано с детством, предполагает не только веселье и беспечность, но также развитие и рост. Поэтому «ОВ» поинтересовался у Ольги, как у нее обстоят дела с ростом – профессиональным, конечно же.



Плодотворный год

– Ольга, каковы творческие итоги 2023 года?
– 2023-й начался с «Книжки Аришки» – сборника стихов про и для самых маленьких. Книге скоро исполнится годик. Жизнь показала, что мамам и детям нравится. А еще я «вышла в люди», чем очень горжусь. Состоялось несколько замечательных встреч с возрастной маркировкой от 0+ до бесконечности… Большое спасибо орловским библиотекам, лицею «Магистр» за приглашения. Читать и слушать стихи, играть в рифмы, спорить о поэзии, сидеть за столом, петь песни и поедать конфеты – что может быть лучше?! А это и есть квинтэссенция моих, так сказать, творческих вечеров.
Кроме того, были публикации: в детском альманахе-навигаторе Союза российских писателей «Паровоз», в альманахе «Тургеневский бережок», журнале «Новый Орел и XXI век». Вышел в свет сборник стихов и рассказов победителей Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей «Первая книга», лауреатом которого я стала в этом году. Держать в руках вещественные доказательства невещественного вдохновения автору весьма приятно.
– Знаю, вы и в театре «натворили»…
– Да, состоялась премьера двух спектаклей, в которых прозвучали мои стихи: «Развивайка» ОГАТ им. И.С. Тургенева и «Приключения зеленого зонтика» театральной студии «Звезда» под руководством Валентины Верещагиной. Слышать свои стихи, да еще с театральной сцены – шедеврально. Постановки получились просто шикарными, профессиональными, удивительными. Совместный творческий труд и сближает, и возвышает, и помогает найти друзей. Здорово получать удовольствие о того, что делаешь.
– Сейчас над чем трудитесь?
– Моя новая книга будет называться «Полусловицы и оговорки». Писатель, ученый и просто хороший человек Анна Попова придумала жанр стихофразы – синтез фразеологизма и стихотворения. Я как выпускник филфака не могла пройти мимо такого. Появились «детеныши» стихофраз. Стихи для детей, в которых так или иначе использованы фразеологизмы, пословицы, зачастую измененные до неузнаваемости, поставленные с ног на голову и вывернутые наизнанку. Надеюсь, будет интересно и весело. Есть и практическая польза – знакомство детей с богатствами родного языка.

«Коллапсирую как личность»

– А как вы вообще начали писать стихи для детей?
– Вопрос не оригинальный, но интересный. Виной всему критическое восприятие мира и тяга к глубокому анализу. В раннем детстве я услышала стихотворение в переводе Маршака: «Три мудреца в одном тазу/ Пустились по морю в грозу./ Будь попрочнее/ Старый таз,/ Длиннее/ Был бы мой рассказ». И мир остановился. Начала коллапсировать как личность.
Я же привыкла верить литературе: «Колобок», «Репка», «Спящая красавица». Возможно, сюжеты слегка абсурдны, но логичны: убежал – съели, посадили – вытянули, поцеловал – поженились. Тут же людей называют «мудрецами», а они в тазу – старом – пустились по морю! Здесь можно было, наверное, навсегда разочароваться в литературе, но я, разобравшись, ею очаровалась. Сколько смыслов может быть в нескольких строчках! Какие картинки раскрываются! Особенно ярко это проявляется в детских стихотворениях. Здесь мир нужно показать несколькими словами, чтобы не надоесть, увлечь, чтобы кинуть вызов телефону и планшету.
Вот, например, Михаил Яснов: «Под березой,/ Под осиной,/ Шевелясь едва-едва,/ Будто выводок утиный,/ По реке плывет листва./ – Не забудьте, не забудьте/ Возвратиться к нам весной!../ – Ути-ути!.. Ути-ути…/ Утихает мир лесной./ И стоят деревья-мамы,/ И тревожно шелестят,/ И глядят на самых-самых/ Желтых маленьких листят…» Разве не шедевр?
Кстати сказать, я прямую назидательность в литературе не люблю. Я больше за образы, за юмор, за счастье, за свободу. Я не Толстой какой-нибудь… Но многие дети рады слушать, как надо «правильно» делать, и еще больше – тому, что сами делают что-то правильно

.

Как для взрослых, только лучше

– Чем детская литература отличается от взрослой?
– Ничем и всем. Горький, а может, Маршак или Чуковский, говорил, что для детей писать нужно так же, как и для взрослых, но только лучше. Не хочу вдаваться в морализаторство о фальши, ученичестве. Лучше – и все! Писатель не просто излагает свой замысел, самореализуется, он еще и влияет на восприятие читателя, помогает строить ему картину мира, делать акценты, учит понимать, чувствовать, мечтать, творить. Это огромная ответственность.
Не все реалии заслуживают того, чтобы попасть в детскую литературу. Но каждая мелочь в ней может стать этаким чудо-деревом: дырявый носок, палка-леталка, лужа во дворе. Из всего может вырасти прекрасное. И великолепно, если заботливо выращенное вами семечко укоренится в детской душе, превратится в прекрасный цветок. Это еще и робкая попытка автора продолжиться…
– Кого из современных детских поэтов и писателей посоветуете?
– Усачева в первую очередь. Правда, у меня к нему профессиональная претензия. Этот человек написал про все: про бороду, про сверчков, про ботинки, про пудинг, про укулеле… – никакого пространства для маневра другим не оставил.
Если серьезно, в список рекомендаций войдет Успенский, Яснов, Кушнер, Кушак, Рената Муха, Маша Рупасова, Артур Гиваргизов, Елена Евсеева… В работах этих людей живые картинки, юмор, философия, полет фантазии, неназидательные уроки.
Очень хорошие детские стихи у орловских поэтов: Андрея Фролова, Елены Машуковой, Светланы Голубевой. Детям постарше и взрослым советую прочитать исторические произведения Геннадия Майорова.

Чтение как антистресс

– Что лично для вас значат детские книги?
– Очень люблю их – как дочь библиотекаря и вообще. Даже просто держать в руках, вдыхать аромат. В обеденный перерыв регулярно совершаю паломничество в Центральную детскую библиотеку им. Крылова ввиду ее удобного расположения, исключительно замечательных сотрудников и нацпроектовского преображения в модельную. Меня такие вояжи как-то согревают, облагораживают, снимают напряжение лучше, чем скажем, антистресс-раскраски, распевания мандол, обсуждения коллег по работе, жалобы на погоду.
Недавно нашла книгу Успенского «Веселая семейка» – именно ту, желтую, которую в детстве брала в своей родной Краснозоренской библиотеке тысячу раз. Чуть не расплакалась слезами умиления и благодарности. Всем советую пересмотреть свой взгляд на библиотеки и детскую литературу – такую серьезную и важную.