Считаю своим долгом… не платить

2018-08-08

Автор: Алексей Кузьмин

Долги за жилищные и коммунальные услуги с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого выросли на пять с лишним процентов. По сведениям Росстата, обнародованным недавно, они достигли астрономической суммы – почти полутора триллионов рублей. Эксперты поясняют, что среди должников не только малообеспеченные граждане, но и владельцы квартир в новостройках, и богатые люди, которые откладывают оплату на потом, а также организации бюджетной сферы. Средний размер установленных судом задолженностей граждан, сведения о которых поступают в Национальное бюро кредитных историй, находится на уровне 46 тысяч рублей.



Проблема на полтора триллиона
Давайте для начала постараемся оценить ситуацию. Нам это необходимо для понимания того, что происходит. Ведь чтобы лечить болезнь, нужно поставить правильный диагноз, понять, где корень зла, откуда «растут ноги». Итак, посмотрим на масштабы, условно говоря, бедствия, по-бухгалтерски, с позиций цифр. Полтора триллиона рублей долгов – это, очевидно, реальная угроза всей экономике страны. Это несопоставимо по масштабам с теми финансовыми проблемами, которые создают для России санкции. Полтора триллиона рублей – это половина того, что страна тратит на самую расходную статью бюджета – на оборону. Это почти в три раза больше, чем тратится на все школы, вузы, профессионально-техническое образование. Это совсем не намного меньше того, что выделяют на развитие всей экономики страны. Полтора триллиона рублей – это близко к десяти процентам годового бюджета Российской Федерации.
Самый большой рост долгов – за жилищные услуги. То есть за то, что идет непосредственно на содержание домов. На их ремонт, на латание протекающих крыш, дырявых труб, дышащих на ладан лифтов. Примерно на столько же выросли долги за электроэнергию. И там, и там рост составил приблизительно по 250 миллиардов рублей. Это за полгода, то бишь до очередного, произошедшего с 1 июля повышения тарифов на коммунальные услуги. После увеличения их стоимости долги, скорее всего, будут расти еще быстрее. Но, может быть, в Орле дела получше, чем по стране? Давайте посмотрим.

А что у нас?
Вот орловский филиал ПАО «Квадра» сообщает, что общая сумма долга потребителей на сегодня составляет более 423 миллионов рублей. При этом задолженность бюджетных организаций Орла с начала года выросла вдвое. А вот долги наши перед орловским водоканалом – 102 миллиона рублей. Задолженность населения, как утверждает генеральный директор предприятия Василий Иванов, – более 80 процентов всех долгов потребителей. А на управляющие компании приходится только пятая их часть.
Устанавливает тарифы на воду, электроэнергию, газ, отопление служба по тарифам. Она определяет розничную стоимость коммунальных ресурсов. Управляющие компании являются посредниками между поставщиками услуг и конечными потребителями. По закону эти организации не получают никакой компенсации расходов, а тем более прибыли за то, что выполняют функции так называемых исполнителей коммунальных услуг. Но фактически же именно они находятся ближе всего по цепочке к потребителю. И все повышения цен кажутся исходящими именно от этих организаций. На самом деле в росте тарифов они никак не заинтересованы. Напротив. Для них увеличение стоимости ЖКУ – по сути, рост убытков.
Как же понимать в этом случае «мантру», которую без конца на протяжении многих лет повторяют на всех уровнях? Мол, «управляющие компании привыкли прокручивать деньги ресурсников, а это вредная привычка, от которой пора избавляться. Не надо управляющие компании вводить в искушение, чтобы на их счетах появлялись не принадлежащие им средства». В этой сентенции огромное лукавство, придуманное лоббистами интересов естественных монополий. На протяжении нескольких лет мы добивались того, чтобы управляющие компании перестали быть своеобразными коллекторами, выбивающими за так деньги из населения в интересах коммунальных монополистов.

Лобби монополистов
Для иллюстрации приведу лишь некоторые примеры переписки с весьма ответственными гражданами, которые получают хорошие деньги на своих должностях и которые, вроде бы, должны быть кровно заинтересованы прекратить бардак. В целях экономии газетной полосы и вашего времени не буду приводить все аргументы, которые содержатся в письме начальника управления по работе с клиентами в Орле господина Л.В. Псарева из «Интер РАО Орловский энергосбыт». Достаточно заключительной фразы из ответа, датированного 3 марта 2016 года: «В связи с изложенным, оснований для заключения прямых договоров между РСО и собственниками жилых помещений не имеется».
А вот что пишет министр, правда теперь уже бывший, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень в ответ на запрос депутата Государственной думы, к которому мы обращались за поддержкой: «….приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, является расчетной величиной и отражает объем ресурса, потребляемого единым объектом, – многоквартирным домом, и подлежащего оплате всеми собственниками помещений в таком доме». Чистая казуистика. За ней скрывается одно – монополист свои деньги получит, независимо от того, сколько заплатили потребители, полностью или частично получила управляющая компания плату за электроэнергию – все равно плати. Бери, где хочешь, а мне отдай все.
По части лоббирования интересов монополистов всех превзошел директор одного из департаментов министерства энергетики С.В. Васильев. В адрес министра был направлен запрос о правомерности введения раздельного учета коммунальных ресурсов, потребляемых на общие и индивидуальные нужды. Вот он, образец чиновного эпистолярного стиля: «Заметим, что по показаниям установленных в так называемых «местах общего пользования» отдельных приборов учета действительно можно определить объем электрической энергии, потребляемой, например, лифтовым хозяйством, или на освещение, вентиляцию и т.д., однако такие приборы не отражают все потери во внутридомовых сетях, не фиксируют возможные подключения (в том числе несанкционированные) как недобросовестных жильцов, так и внешних потребителей (ларьки, сотовые или интернет-операторы). Именно по этой причине в правовых отношениях между энергоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного дома или представляющей их интересы управляющей компанией используются показания приборов учета, размещенных на границе балансовой принадлежности – как правило, на вводе (или вводах) в многоквартирный дом».

Конституционный суд решил
То, что многоквартирный дом не существует как субъект права, то, что это стены, фундамент, крыши и так далее, то, что ресурсы потребляют жильцы – потребители, то, что управляющая компания не имеет в своей собственности энергопотребляющих устройств, то, что она не пьет воду, то, что в смысле, определенном Гражданским кодексом, УК не является абонентом и, строго следуя закону, не обязана оплачивать весь объем ресурса, никого не смущает. Вернее, не смущало до последнего времени. 10 июля этого года Конституционный суд вынес постановление по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
«…часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.
Таким образом, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3)».
Конституционный суд высказался за то, чтобы Правительство РФ и законодатель внесли поправки в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения между поставщиками ресурсов и потребителями. Приоритет отдается приборному учету, а не нормативам и формулам. Это вовсе не означает, что монополисты сразу сдадут свои позиции, а каждый потребитель будет рассчитываться только за то, что потребляет сам, и не будет вынужден платить «за того парня». Разумеется, ресурсники будут сопротивляться, искать лазейки в законодательстве. Мы должны быть готовы к такому развитию событий и по мере наших возможностей противостоять им.

Вано Крыладзе,
смотрящий по области:

За «тех парней» платить – задача вековая
Для всей России, а Орел всегда, как все…
Кто ее задал, до сих пор никто не знает,
Ни на отшибе, ни в центральной полосе.

Мы, с кем попало переругиваясь, платим…
Жизнь – штука нервная – и свар не избежать.
А «тем парням», на свет явившимся некстати,
Категорически на всех на нас плевать.

Монополисты, коммунисты – не в названьях
Беда российская, а именно в долгах.
Нам их проплачивать дано тем неустанней,
Чем истеричнее неведомого страх.