Школьная «мертвая зона»

2010-08-31

Автор: Кира Арсеньева

Гимназия №19 – одно из самых больших образовательных учреждений Орла. Здесь обучаются более 1400 детей, которые ежедневно подвергают себя опасности по пути в школу и обратно. Проблема безопасности учеников при переходе через дорогу существует давно.



Лето без «зебры»

Два входа в гимназию – со стороны улицы Приборостроительной и со стороны улицы Горького, – с одной стороны, дополнительное удобство, с другой – головная боль родителей и учителей. Оба они выходят на проезжую часть с весьма оживленным движением транспорта. Как бы ребенок не учился и какие бы оценки не приносил в дневнике, самое главное для родителей – чтобы их сын или дочь живыми и здоровыми пришли в школу и целыми и невредимыми вернулись домой. Вот и стараются родители подвести ребенка как можно ближе к школе, не оставляя один на один с опасной дорогой. Но и это не спасает. ДТП с участием детей в этой, по выражению директора гимназии, «мертвой зоне» не редкость.

– Последний случай произошел именно с нашим учеником: мальчика сбила машина на пешеходном переходе в обеденное время, – рассказывает директор гимназии №19 Александр Быковский.

Заставить хоть чуть-чуть притормозить несущиеся на всех парусах автомобили может лишь «зебра». Но и она, как оказалось, присутствует на опасной дороге далеко не всегда. Разметка на опасном участке проезжей части улицы Горького, напротив 19-й гимназии, появилась буквально за несколько дней до первого сентября.

– Дорогу нужно переходить по «зебре», а ее не было все лето, – продолжает Александр Ильич. – Весной снег обычно сходит быстро, приходит пора, когда дети выходят гулять, а разметки нет. Наносить ее нужно в апреле, а ее рисуют в лучшем случае к июню. Она какое-то время продержалась и стерлась. Но коль уж мы говорим о безопасности детей, необходимо четко отслеживать: сошел снег – нужно сразу нанести «зебру». А у нас: то краски нет, то еще что-то. Да и та, которую нанесли, непонятно какого качества. Она уже сейчас какая-то пожелтевшая. Кто знает, с чем это связано: может, с температурным режимом – ее рисовали, когда жара была под 40, асфальт еще сильнее нагревался.

Вообще, я думаю, на таких объектах, как школа, нужно разметку наносить как-то так, чтобы она была в углублениях асфальта, не смывалась, не подвергалась, по возможности, температурным воздействиям, словом, служила хотя бы несколько лет. Ведь зимой она снова сотрется, и дети вновь окажутся в опасности, будут попадать под машины. Эти вопросы нужно рассматривать, конечно, специалистам, а не директору школы. А учителя бы уже детям объяснили, на какой знак дорогу переходить. Иначе выходит, что слово расходится с делом. К нам постоянно приезжает множество проверяющих, контролируют. А что школа? У нас есть заместитель директора, курирующий вопросы безопасности, все эти вопросы стоят на контроле администрации гимназии; по каждому классу, по маршруту движения детей вся работа со стороны школы проводится регулярно. Но в одних разговорах толка мало.

Проблемы нет?

По словам директора гимназии, установка здесь «лежачих полицейских» – вообще проблема.

– Во-первых, финансирует это мероприятие город, а ширина дороги очень большая, значит, в итоге получится дорого, – комментирует Александр Быковский. – Во-вторых, что касается перехода на улице Горького – здесь движутся троллейбусы и вообще очень большой поток общественного транспорта. А потому «лежачий полицейский» здесь вряд ли когда-нибудь появится. Хотя по Приборостроительной, например, общественный транспорт практически не ходит, зато автомобили, идущие от магазина «Юность» вниз, едут с большой скоростью, не обращая внимания ни на какие знаки. Двигаясь со стороны улицы 60 лет Октября, машина появляется из-за бугра, она не видна, пешеходный переход находится в нижней точке, и если маленький ребенок переходит дорогу даже по «зебре», он просто не видит машину. Получается, ребенок находится в «мертвой зоне».

Что говорятспециалисты

По словам старшего государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УВД по Орловской области Алексея Панфилова, в Орле «зебра» наносится краской. Есть и иные способы, более устойчивые к осадкам и разного рода температурным перепадам. Однако способы эти, как и следовало ожидать, помимо прочего, весьма дорогие. А потому в нашем регионе не применяются.

– По ГОСТу срок службы дорожной разметки – шесть месяцев. Ее различимость в любое время суток должна быть не ниже 50 процентов, – рассказывает Алексей Панфилов.

Как уверяет Алексей Анатольевич, в настоящее время разметка полностью обновлена во всех районах города.

Ситуация с 19-й гимназией сотрудникам ГИБДД знакома. Но никаких серьезных проблем в ней в инспекции не находят. Вернее, определенная проблема существует, но решить ее вряд ли возможно. На вопрос о том, как можно повлиять на ситуацию, дабы снизить аварийность с участием юных пешеходов, Алексей Панфилов отвечает, подумав:

– Как вариант можно поставить знак, ограничивающий скорость до 40 километров в час. С другой стороны, такие ограничивающие знаки снизят пропускную способность, а этот участок дороги по улице Горького очень оживленный. Еще один вариант – устанавливать в таких местах «искусственные неровности». Сейчас мы как раз устанавливаем их напротив школ и детских садов. За последние два года в Орле их появилось уже около 35.

Вообще же, по словам Алексея Анатольевича, ситуацию у 19-й школы тревожной не назовешь. Более того, как отметил инспектор, зачастую опасность на данном участке дороги провоцируют сами пешеходы.

Вопросы без ответов

С тем, что проблемы нет, директор гимназии не согласен. Более того, по словам Александра Быковского, все сложности в этом отношении озвучивались администрацией школы уже не раз. Правда, с ответами на вопросы туговато.

– Эти вопросы поднимались уже не один год: и о разметке, и в целом о безопасности школьников на здешних дорогах, – делится Александр Ильич. – Обращались мы и к городским властям, и в ГИБДД, все знают, что здесь травмоопасный перекресток. Неоднократно на пешеходных переходах здесь под колеса попадали дети. Машины несутся, не обращая внимания ни на знаки, ни на что. Однако официального ответа мы толком так и не получили. Такое ощущение, что игра ведется в одни ворота: мы стучим в двери, в ответ – тишина.

Реакции властей нет. А проверки идут. Но что проверять, если мы на пальцах объясняем, а фактически все остается так, как и было. Доходит уже до того, и мы обращались в ГИБДД с жалобами, что на пешеходном переходе по улице Приборостроительной паркуются машины и ночью, и днем. Напротив школы останавливались даже фуры. Работники ГАИ проезжают мимо, не обращая внимания. По большому счету сама организация движения в Орле не соответствует требованиям, могу сказать вам как водитель. По нашим улицам и ездить, и ходить порой бывает очень сложно. Чтобы ситуация исправилась, должны работать городские власти, отделы управления безопасностью дорожного движения ГАИ, необходимо вести работу по разработке и установке режимов движения.

Вполне резонное замечание, тем более что 19-я гимназия далеко не единственная, сталкивающаяся с подобными сложностями. Небезопасны дороги у школ №3, 22, 31, 39. И это далеко не весь список. Возможно, действительно существуют такие территории, где навести порядок «объективно невозможно». Но если нельзя нанести разметку, поставить ограничитель скорости, установить «лежачего полицейского» или светофор у школы, какой вариант остается? Перенести школу? Хотя есть улица Игнатова, где расположен Орловский юридический институт и где также очень оживленное движение. Так вот, на проезжей части напротив вуза аккуратно нанесенная разметка и целых два(!) «лежачих полицейских». Своя рубашка ближе к телу?