Сказка и быль Екатерины Карповой

2011-03-18

Автор: Беседовала Катерина ГРИГОРЬЕВА

Народная артистка России отметила юбилей. Первый раз на сцену Екатерина Александровна вышла в роли несмышленого цыпленка. Ей было всего пять лет, но уже тогда она знала: театр – ее судьба. И вот уже 40 лет она остается верна не только себе, но и сцене Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева. 5 марта свой юбилей Екатерина Карпова, народная артистка России, отметила на сцене, сыграв миссис Бэнкс в комедии «Босиком по парку» Нила Саймона.



Возлюбленная Дон Кихота

– Екатерина Александровна, существует легенда, что вы чуть ли не родились на сцене… Расскажете о ней?

– В каждом театре есть свои легенды. Дело в том, что моя мама, актриса, даже будучи беременной, не перестала выходить на сцену и играть в спектаклях. А уже когда я появилась на свет, мы всей семьей некоторое время жили в гримерках ивановского театра. Я отчетливо помню те моменты, когда мама в старинных шелковых платьях забегала в нашу «квартиру», чтобы за антракт успеть меня покормить. От нее пахло гримом, и этот запах навсегда связан у меня с волшебством театра. Так что выросла я среди декораций, костюмов, спектаклей и репетиций. А поэтому и выбор профессии был очевиден. Только актриса и только театральная.

– А как к вашему выбору отнеслись родители?

– Как и большинство роди-телей-актеров – отрицательно. Они знали не только яркую, заманчивую сторону актерской жизни, но и ее оборотную, будничную сторону. Но я не могла жить без сцены. В Орел я приехала в 1973 году, после окончания Свердловского театрального училища, с красным дипломом актрисы драматического театра.

– Вы сыграли множество ролей, прожили на сцене столько жизней… Какая роль запомнилась больше всего?

– Их очень много. У меня счастливая актерская судьба: роли лирические, комедийные, драматические, даже траги-фарс. Такой диапазон – мечта любой актрисы. Но была одна настоящая сказка в моей актерской судьбе – роль Дульсинеи, возлюбленной Дон Кихота в американском мюзикле «Человек из Ламанчи».

– Это и был некий загадочный «американский период» в вашей жизни? Интересное было время?

– Я прожила в США два года, с 1992 по 1994. Это был период потепления в отношениях между Россией и Америкой. Поэтому разрешали и уезжать за границу, и возвращаться. Наш театральный Союз помог Борису Голубицкому (художественный руководитель ОГАТ им. И.С. Тургенева) пригласить к нам театральную группу из Чикаго. В орловский театр приехали режиссер-постановщик, музыкальный режиссер и хореограф. Они и поставили легендарный бродвейский мюзикл, о роли в котором можно только мечтать. Мы пели под живой оркестр и без микрофонов. До сих пор удивляюсь, как нам это удалось.

А затем – наш ответный визит в Чикаго. Почти три недели мы были в гостях. Это было как сказочный сон: красивейший город, улыбающиеся люди, другой уровень цивилизации… Особенно это впечатляло в контрасте с тем, что творилось в России: разруха и неразбериха.

Вот тогда и произошла та самая встреча, которая изменила мою жизнь. Я познакомилась со своим будущим мужем. Время пролетело совершенно незаметно, я вернулась в Орел. И начались постоянные звонки, переписка, признания в любви. Так я вышла замуж за американца и вместе с дочкой уехала в США. Но преодолеть разницу менталитетов нам все-таки не удалось. И мы с дочерью вновь вернулись домой, в Россию.

Проблема в драматургах и не только

– Ни о чем не жалеете?

– Все закономерно. Здесь, в России, в Орле, проходит линия моей судьбы. Я всего лишь чуть-чуть отклонилась от нее, уехав в Америку, а потом вновь вернулась на свой путь. И я ни о чем не жалею. Наоборот, очень рада, что был такой волшебный момент и в моей жизни, и в жизни моей дочки. Вы знаете, это напоминает историю про Золушку, которая не успела вернуться домой до того, как часы пробили двенадцать. И, убегая, забыла оставить хрустальную туфельку.

– Вы не только играете в театре, но и учите подрастающее поколение актеров. Что в первую очередь вы пытаетесь донести до своих студентов?

– Я преподаю актерское мастерство, учу ребят быть живыми на сцене. Это главное. И я очень рада, что у меня есть возможность поделиться с молодежью своим творческим опытом. Эта работа увлекает и помогает находить новые грани в профессии. Актер учится всю жизнь. Без самосовершенствования артиста ждет крах.

– Имея за плечами огромный сценический опыт, вы наверняка знаете, какие проблемы сегодня особенно актуальны для театра как такового…

– У театра много проблем. Одна из них – современный репертуар. В середине прошлого века был всплеск талантливой современной драматургии. Конечно, сейчас тоже есть драматургия новой волны, или, как ее принято называть, «новая драма», но уровень ее оставляет желать лучшего. Арбузова, Розова, Володина, Вампилова я не вижу.Выручают шедевры русской и зарубежной классики.

– Екатерина Александровна, сейчас многие театры страдают еще и от недостатка финансирования, так ведь?

– К сожалению, это проблема не только театров, но и всех бюджетных организаций. Приходится выживать. А в театре особенно сложно молодым актерам, имеющим семьи, детей. Они наиболее остро ощущают свою финансовую несостоятельность. Из этого вытекает еще одна проблема – пополнения кадров. К примеру, мы не можем себе позволить приглашать выпускников театральных вузов ввиду отсутствия жилья. На актерскую зарплату невозможно снимать квартиру. Театр же не в состоянии оплачивать жилье. А театральный организм не может, не должен существовать без молодого пополнения.

Но нет худа без добра. Хотя мы не можем приглашать иногородних артистов, зато воспитываем своих. И здесь есть несомненные плюсы: будущие актеры находятся в атмосфере настоящего театра, под крылом мастера – художественного руководителя театра Б. Н. Голубицкого, играют на тургеневской сцене, их партнеры – мастера и молодые актеры – выпускники предыдущих курсов. Театр для них – дом, семья, а не просто учебное заведение.

– Скажите, что вы еще хотели бы воплотить на сцене?

– Любовь. Во всем ее многообразии: женскую, материнскую, просто человеческую… Потому что только она спасет мир.