Сказка – ложь?

2020-04-09

Автор: Ольга Сударикова, фото театра кукол

Про две героические жизни и про бесчисленное количество героических жизней в Год памяти и славы расскажет своему зрителю Орловский театр кукол. Скоро на сцене зажжется, засверкает, заиграет всеми огнями и настроениями очередная сказка. Про правду – обычную, добрую, справедливую, честную, знакомую и Правду великую, гуманную, Правду с большой буквы, как и Победа.



На грани

Подготовлен, оформился, сделал первый вздох новый спектакль – «Король Матиуш Первый. Сказка и жизнь Януша Корчака». Трепещет его душа и легкие паруса театрального чуда в ожидании зрителя. Премьера состоится после снятия карантинных ограничений.

Режиссер и драматург Олег Русов шел к Корчаку почти тридцать лет – еще с институтской поры. Полюбил, проникся, сдружился, сросся. А может, и не так. Олег Михайлович шел вместе с Корчаком все эти годы. Два шага в такт, два сердца в такт. И появилась пьеса – необычная, объединившая в себе не всю, но самую трепетную, самую пронзительную часть истории маленького мальчика и большого короля Матиуша, вдохновенного педагога и великого человека Януша.

Нужно сказать, что Олег Русов работал в Харькове, Самаре, Туле, Москве и уже знаком орловскому зрителю по неповторимой «Снежной королеве». Но сейчас нас волнует совсем другая история…

«Биография» Матиуша непостижима – и трагична, и лирична, и прекрасна… Обычный мальчик – мечтающий, дерзкий, славный и в то же время единственный наследник престола – взошел на трон после внезапной смерти отца короля. Как это бывает, вместо юнца Матиуша I править взялись мудрые мужи, они же коррумпированные министры, по вине которых началась война сразу с тремя королевствами. Матиуш бежал из дворца на фронт, где под вымышленным именем стал «сыном полка». Отправляясь на войну, юный король не подозревал, насколько она ужасна. Нет там, ребята, ни капли романтики… Разочарование, столкновение с горем и болью не сломили Матиуша, достойно переносящего тяготы солдатской жизни.

Воинов всколыхнула, воодушевила, подняла на бой весть о том, что среди них король. Неприятель был разгромлен. Это сказка. (Или все же нет?!)

Реальность в двух словах не передашь. Судьба выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака вряд ли многим сегодня известна. А жаль. Если и можно назвать чью-то жизнь полной, прекрасной и ненапрасной, то его. Горькой, трагичной ее тоже можно назвать…

Основанный Корчаком «Дом сирот» для еврейских детей и другие детские дома, в которых он работал, стали настоящей детской республикой. Спасенные им, военным врачом, солдаты Первой мировой, надеемся, стали достойными людьми. Слушатели его лекций однозначно стали неравнодушными и вдумчивыми, окрыленными новаторской мыслью педагога, воспитателя, ученого от бога.

Сам Корчак, познавший ужасы тюрьмы, фашистского гетто, где всего себя посвятил заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты, отказавшись от предложенной свободы и предпочтя остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере, стал легендой.

Детское и взрослое в спектакле – это… как бы объяснить. Это мечта о шапке-невидимке, с одной стороны, хороших солдатских сапогах и сухарях – с другой. Но нужны все эти артефакты для одного – для победы. Просто у каждого свое оружие…

Не детское лицо

Олег Русов, рассказывая о своем многогранном и безграничном спектакле, произносит странные для детской «забавы» слова: страх, боль, потери, смерть, осознание, сопричастность, борьба.

Называет сюжет динамичным. Еще бы – столько всего происходит, столько меняется, когда кружится вихрь войны, когда свежий ветерок дружбы и справедливости во всю силу, во всю мощь старается разогнать черные тучи, душащие мир.

Режиссер не просто работает для детей, он размышляет о них, вдохновляет, сострадает, восхищается. Трудясь над материалом, пролистал гору книг, читал, страдал, думал, чтобы рассказать всем, как самоотверженно дети борются – за свои права, за жизнь, за справедливость, что такое безжалостность власти и непокорность духа.

«Война самое большое зло причиняет детям», – говорит постановщик. И не у каждого взрослого, многое пережившего и повидавшего, хватит мужества прочувствовать, продумать всю глубину страданий маленьких людей.

Олег Михайлович не нашел точной цифры, сколько детей погибло в годы Второй мировой войны – под бомбежками, от ран, от голода… Что там классик говорил о слезах ребенка? Пролились их океаны! Без дна, без счета.
«Любая война убивает будущее, – считает режиссер. – Причем буквально – перемалывая, калеча, истребляя детство».
Олег Русов хорошо видит грань между слабостью и беззащитностью. Его герои слабы – объективно, буквально: физически, но они защитят себя, свой мир, свое солнце. Они гиганты.
Постановщик наметил непростую цель для актеров: не уходить в хронику, не жонглировать чувствами, не делать жестов, не играть… Остается только жить, переплетая реальность и сказку, боль и радость, тьму и свет.

В спектакле занято десять артистов. Это много для театра кукол. Сложная художественная задача. Да еще и живого плана – когда актер «сам за себя» – по минимуму. В основном сращение, сотрудничество, соитие, диалог с куклой.
Куклы в спектакле тоже необычные. В них тайна двойственности, словно нечто схематичное, общее слито с яркой индивидуальностью и трепетной неповторимостью. Каждый герой похож на кого-то знакомого, шустрого, улыбчивого и не похож ни на кого. Ребенок – чистый лист, на котором жизни только предстоит вывести уверенной, непоколебимой, безжалостной рукой буквы, слова, судьбу… Кажется, этими марионетками играют, смотришь – нет, это они самостоятельно мечтают, решаются, борются…

Виртуальная реальность

Современные дети порой чувствуют и ведут себя так, будто у них по нескольку жизней: приучила проклятая виртуальная реальность. В войнушку во дворе никто почти не играет, потому не знает «взаправдашнего» ликования. В чести компьютерные игры, где все как по настоящему, но ничего настоящего – с душой – нет.

Олег Михайлович этот психологический феномен тоже использует. Считает, мальчишки и девчонки легко смогут в его спектакле и после него понять, где реальность, где ложь – без намека. Для таких вот, продвинутых, современных, еще и визуальное решение (художник Андрей Лукомский) – необычное, уникальное, хотя апробированное уже отчасти в спектакле «Снежная королева».

«Все просто, – объясняет постановщик, – видеоанимация плюс драматический театр плюс конструктивистский подход, когда даже статичные декорации оживают».
На практике это полет света, абстракция без конца и начала, карусель красок. Забытый, бессмертный калейдоскоп. Намеки, факты, эмоциональное проживание и единство всех театральных средств и возможностей.

Художник покажет, как мир рассыпается на осколки, постановщик подарит рецепт самого прочного клея, который вновь соберет все воедино.

По режиссерскому хотению спектакль этот от 6+ и до бесконечности. Как любое искусство, предполагающее новые формы и подходы, взрослых постановка тоже безразличными не оставит. Хотя им, нам, будет очень сложно. Ведь дети, посмотрев сказку-жизнь, начнут задавать вопросы. Сложные, неподъемные – про нашу историю, патриотизм, борьбу, войну. А если бы победила фашистская Германия? А что стало с Матиушем? А что было потом с Корчаком?

Им придется отвечать – правильно, с душой, подбирая слова, обращаясь к истории, книгам и судьбе Корчака. Будьте готовы…