Сказки для детей и взрослых

2021-01-15

Автор: Наталья Синицына, фото с сайта

31 декабря и следующие за ним две недели ощущаются иначе, чем остальное время. Это дни волшебства, гаданий и сказок. Даже взрослые ждут новогодних чудес. Как сказки влияют на нашу жизнь, «ОВ» расспросил людей, для которых легенды и притчи стали профессией.



Мудрость и опыт народа

С самого детства ребенка обучают доброте, справедливости, вежливости именно через сказки. В детских произведениях осуждается коварство, зло, применение насилия. Сказочные истории дают ребенку представление о том, как нужно жить. Их основная идея – изменить мир, сделать его добрее, красивее, справедливее.
Характерной чертой сказок является вымысел. Но это не просто выдумка для сюжета, а многовековой народный опыт и мудрость. Недаром же люди придумали пословицу «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Легенды и притчи воспитывают ребенка, знакомят дитя с искусством своего народа, культурой, развивают музыкальный слух, речь и мышление. Доказано, что малыши, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить.
Часто от воспитателей и педагогов можно услышать фразу: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умнее – читайте им больше сказок», авторство которой приписывают Альберту Эйнштейну.

Тот, кто создает чудо

С великим ученым согласен и детский писатель Михаил Орса. Под этим псевдонимом скрывается орловский журналист Михаил Иванович Коньшин.
«Писать я начал еще в детстве, а виновницей возвращения к жанру стала моя внучка Марина, – рассказывает Михаил Иванович. – Именно она попросила придумать что-нибудь «свое», а не то, что написал Пушкин или другие писатели. Из небольшого фантастического сюжета спустя три или четыре года «вырос» целый роман под названием «Джумбо. Таинственный дар». Это сказочная история о поиске девочки Златы, которую злой волшебник превратил в монетку… Потом одна за другой вышли книги для дошкольников и младших школьников «Умная муха и глупый паук», «Чучел-Скрючел-Ротозей, или История о том, как Вася и Женька огород сторожили», «Клетка для королевы» и некоторые другие».
На вопросы, верит ли он сам в сказку и новогоднее чудо, Михаил Коньшин отвечает однозначным да: «Мы, взрослые, в той или иной степени все равно остаемся детьми: с удовольствием смотрим мультики, читаем и слушаем сказки. Как без них? И, конечно, всегда надеемся на чудесное исполнение своих желаний, своей мечты».
Вдохновение для творчества писатель находит в общении с людьми, со школьниками, у которых периодически бывает в гостях, с внуками и внучками, которых у него пять. В прогулках на природе, в лесу, на берегу ручья или речки. В желании увидеть что-то живое, необычное, интересное, что потом может стать штрихом или эпизодом новой сказочной истории.

… и лечит душу

Зрелым людям тоже нужны сказки, даже порой больше, чем ребенку. Волшебные истории для взрослых – хороший повод поднять настроение или перезагрузиться. Кроме того, с их помощью можно производить психотерапевтическое вмешательство в личное пространство человека. Сказки помогают разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения.
Огромную роль в нашей жизни играют сказки, прочитанные в детстве. Они размещаются в нашем бессознательном и продолжают влиять на нашу жизнь. Добро всегда побеждает зло – главная аксиома. Но в действительности не все так просто. Часто люди запутываются в собственных мыслях, поступках, проблемах. И сказка может в этом помочь, уверена Анна Тимофеева, психолог-конфликтолог.
«Сказкотерапия – это метод психологической работы с личными проблемами человека. Однако подходит этот вариант не всем. Если я вижу, что на приеме человек мечтательный, творческий, мыслящий образами, то преимущественно выбираю сказку. На более закрытых, абсолютно логичных людях, которые не склонны к метафорам, вряд ли сказкотерапия сработает.
Сказки окружают нас с самого детства. Сначала родители читают их нам, после мы сами встраиваем их в наш мир. Наши близкие, когда рассказывают сказки, помогают усваивать правила поведения, ощущать свои границы.
Важно объяснять детям прочитанное. Возьмем, к примеру, сказку о зайце, у которого лиса отобрала избушку. У ребенка формируются границы: «ага, надо охранять свое». И когда у него в детском саду, например, попросят игрушку, он может пожадничать, испугавшись, что вещь не вернут. Поэтому нужно с детьми проговаривать такие моменты.
Сейчас много именно терапевтических сказок, написанных психологами. Их отличие в том, что специалисты в сказке сразу же объясняют тот или иной поступок героев, вплетают туда интерпретацию событий.
Даже ответ на вопрос, с каким сказочным героем ты себя ассоциируешь, многое дает узнать о человеке, увидеть его проблему. Порой пациент просто не может взглянуть на ситуацию извне, трезво. А сказка в этом поможет».

Волшебники мы сами

«К сказкам люди относятся по-разному. Я для себя выделила два типа. Один зависит только от себя, своих ресурсов, а второй надеется на чудо, ждет особого ресурсного состояния: полной Луны, прилива вдохновения после выходных, чтобы работать или просто чувствовать себя счастливым и так далее.
Особенно это проявляется в Новый год. Некоторые расстраиваются, потому что ждали какого-то чуда, например, что любимый человек догадается, о каком сюрпризе мечтали. А первый названный мной тип сам создаст себе сказку: нарядит дом, заранее скажет, какой подарок хочет. И дело здесь в ответственности».
На самом деле создать сказку может каждый. Нужно лишь чуть пристальнее взглянуть вокруг. Позвоните бабушке, почитайте книжку младшему брату или племяннику, помогите старушке с тяжелой сумкой – чем не бытовая магия? Только не хвалитесь вслух: волшебникам вне Хогвартса использовать магию запрещено, помните?