Слово за вами,товарищ собственник

2010-09-10

Автор: Елена Майорова

В Орле продолжают муссироваться слухи о предстоящей реформе системы управления многоквартирными домами. «ОВ» уточнил, что правда, а что нет в этих разговарах у руководителя муниципального ЖРЭУ Владимира Соломатина.



Люди, с одной стороны, боятся повторения неразберихи, возникшей при предыдущей попытке власти «реформировать» ЖКХ, которая ознаменовалась приходом в эту сферу частных компаний. С другой стороны – большинство собственников уверены: так продолжаться больше не может. Необходимость изменений назрела.

Реформа родом из Питера

Еще во время предвыборной кампании будущий мэр Виктор Сафьянов столкнулся с самой наболевшей проблемой горожан. Надеясь на нового градоначальника, люди пытались добиться правды от частных управляющих компаний, большинство из которых не спешат направлять деньги, собранные с жильцов, на благоустройство и ремонт «подшефных» многоэтажек. Но по закону мэр города не имеет рычагов воздействия на частные ЗАО и ООО, следовательно, не может вмешаться во взаимоотношения собственников и управляющих компаний (УК).

Чтобы оградить себя от потока жалоб, реагировать на которые практически невозможно, у городской власти есть только один выход – взять сферу ЖКХ под контроль. Именно по такой схеме работал наш нынешний градоначальник в пору пребывания в Питере. Тогда ему как главе муниципалитета было подконтрольно 80 процентов жилого фонда, так что проблем с обращениями граждан практически не возникало. Одновременно там действовал единый информационный центр. Примерно эту же модель Сафьянов собирается реализовать в Орле.

И в своем желании он не одинок. Так, председатель Орловского горсовета Василий Уваров рассказал, что «Анатолий Петров, депутат по 25-му округу, с самого начала реформы настаивал на том, что промежуточные звенья между жильцами и ЖЭУ не нужны. Он предлагал совместить функции ЖЭУ как управляющей компании и как исполнителя работ. Тогда жители знали бы, кому и за что платят деньги и с кого спросить за качество. Без надстроек и посредников денег на содержание домов оставалось бы гораздо больше. Депутат Владимир Соломатин, руководитель МУП ЖРЭП (З), пока единственной в городе муниципальной управляющей компании, достаточно конструктивно работает с собственниками. Он предлагает жителям свой договор, но с правом внесения изменений. И я знаю, что люди этим правом активно пользуются, дополняют условия договора, меняют что-то с учетом проблем своего конкретного дома. И один из самых сильных аргументов за эту компанию – то, что она подконтрольна муниципалитету. Считаю абсолютно правильным и поддерживаю решение руководства города при создании новых муниципальных домоуправлений опираться на опыт МУП ЖРЭП (Заказчик). Потому что цель у нас с администрацией города одна – навести в ЖКХ порядок и поддерживать его. Это то, чего так давно ждут от нас горожане».

Надо сказать, взять под контроль большую часть жилищного фонда для нового мэра будет не так просто. Главным образом потому, что на сегодняшний день монополистом на рынке ЖКХ в Орле является ЗАО «Первая городская управляющая компания» (ПГУК), забравшая под себя бывшие ЖЭУ и контролирующая больше половины жилого фонда города. Пикантность ситуации в том, что с недавнего времени ПГУК возглавил бывший мэр Орла Александр Касьянов, вернувшийся из мест не столь отдаленных. Его «назначение» на эту должность называют вполне предсказуемым, ведь именно с его именем в свое время связывали ОАО «Росэнергоресурс-Орел». Во главе этого ОАО прежде стояла Ольга Василик, до недавнего времени числившаяся руководителем ПГУК. Она же – сестра Милены Мирошниченко, защищавшей бывшего мэра в суде. Так вот теперь с этим почти родственным «подрядом» предстоит потягаться нынешнему мэру в борьбе за контроль над орловским ЖКХ. За то, чтобы у городской власти была законная возможность защищать интересы жителей в сфере услуг ЖКХ, контролировать качество работы управляющих компаний.

Официально подконтрольно городу может быть только 20 процентов жилфонда, иначе муниципалитет лишится федерального финансирования в рамках 185-го ФЗ. О том, как чиновники собираются преодолеть юридические препоны и «взять под крыло» оставшуюся долю жилищного фонда, а также что еще готовит реформа орловцам, мы спросили Владимира Соломатина, руководителя муниципального ЖРЭУ.

– Владимир Викторович, вы депутат Орловского горсовета, председатель комитета по экономической политике, ЖКХ и развитию предпринимательства. Расскажите, как мэрия планирует взять под контроль многоквартирные дома, большинство из которых сейчас обслуживаются ПГУК?

– Решить этот вопрос можно только по доброй воле собственников, после проведения соответствующих собраний. Хотя в свое время жителям Орла практически насильно навязали управляющие компании. Наша задача – предложить жителям работоспособную схему, а решение уже за людьми. Если УК их устраивает, то зачем им что-то менять? Если есть проблемы – мы готовы предложить свое решение. Одна из задач реформы – построение управляемой схемы. Мэр на законных основаниях может управлять только муниципальным предприятием. В городе оно пока одно – МУП ЖРЭП (З). Соответственно, нам надо «забрать под себя» максимальное количество домов. Но мы здесь также ограничены: если будем контролировать больше 20 процентов, субъект не получит финансирование в рамках 185-го ФЗ. Остальную долю будем добирать за счет ООО. Сейчас создается пять домоуправлений с участием муниципалитета в лице ЖРЭП (З) как учредителя и «Орелводоканала». Кроме того, планируется подключить банки и ресурсоснабжающие организации. Они в этих процессах заинтересованы, и предварительные переговоры это подтвердили.

– Виктор Сафьянов говорил о необходимости создания Единого информационного расчетно-кассового центра. Это будет муниципальная структура?

– Да, речь идет именно о муниципальной информационной базе.

– В рамках реформы планируется также введение единой квитанции.

– Это наша конечная цель.

– А есть договоренность с ресурсопоставщиками? Согласны ли они войти в единую квитанцию?

– На самом деле это будет очень тяжело. В единой квитанции собраны несколько строк, и если человек не желает платить, например, за места общего пользования, то вся квитанция не оплачена целиком, и поставщики говорят: «Зачем нам за ваши проблемы расплачиваться? Мы свою выпустили, у нас нет проблем, ее оплатят». Наша задача выпустить квитанцию «по гибкой схеме», когда за каждую строку можно платить отдельно. Например, если горячей воды не было больше двух недель или температура воздуха в квартире далека от комфортной, собственник просто не платит за эту строку, а потом спокойно разбирается, и ему делают перерасчет. Технически это совсем не сложно. Главное, наладить четкую работу этой системы.

– У какого из орловских предприятий есть подходящая база для этого?

– У нас есть РКЦ, свои квитанции мы выпускаем. Единственно, на счет гибкости – пока только в пилотных проектах пробуем.

– И когда все горожане смогут оценить результат?

– Недавно на совещании мэр сказал, что в новый год надо войти с новой квитанцией. Однозначно, это не будет легко.

– Да, многие люди боятся повторения ситуации, возникшей с приходом «Росэнегоресурса»: очереди, путаница в счетах…

– В свое время ОАО «Росэнергоресурс-Орел» забирало базу от нас, происходило это под нажимом сверху. А потом они эту базу не смогли правильно использовать. Чтобы избежать таких переходных моментов, будем работать «плавно», по пилотным проектам, и только когда обкатаем систему, запустим ее в масштабе города.

УК – инструмент в руках собственника

– Буквально на днях в Советском районе ваша организация инициировала собрания собственников и предложила свои услуги в качестве УК. Что вас заставило «пойти в народ» и что, в отличие от частных компаний, вы готовы предложить?

– Отмечу сначала, что несколько лет мы работали не просто в режиме жесточайшей конкуренции. Предыдущей городской властью было умышленно запланировано наше банкротство. Ничего не вышло, на сегодняшний день ситуация нормализуется, наш общий долг сократился почти вдвое. Главное, что следует знать собственникам – к платежам населения этот долг не имеет никакого отношения. А то ходят разговоры, что мы сейчас начнем собранное с жильцов перенаправлять на погашение своих долгов. Мы расплачиваемся по долгам за счет продажи муниципального имущества и за счет сдачи имущества в аренду.

У нас достаточно хорошая материальная база – «аварийка», техника, кассы и помещения ЖЭУ принадлежат нам. В наших силах прийти к тому, чтобы человек подходил к платежному терминалу и в любое время видел, сколько денег собрано по дому и на что они потрачены. Самый оптимальный вариант – наше взаимодействие со старшими по дому. Люди сами говорят, что им надо и сколько денег они готовы заплатить, а мы воплощаем это в жизнь. Со своей стороны мы проводим обследования дома, составляем дефектную ведомость, даем рекомендации, рассчитываем стоимость работ. Нам без разницы, на что жильцы хотят потратить свои деньги, мы выступаем инструментом в их руках.

Там, где старших нет или народ неактивный, мы просто на свое усмотрение расставляем приоритеты. В любом случае, все деньги, которые с дома собираются, на дом и возвращаются. Мы делаем перечень необходимых работ, потом остается только поставить галочку, когда они выполнены, получается готовый отчет. В идеале он будет распечатываться и раздаваться всем собственникам.

– Какую тарифную политику вы собираетесь проводить?

– Мы придерживаемся тарифа, утвержденного городом. Если собственники сами не решат менять его в какую-либо сторону, могу однозначно сказать, что за свои деньги услуг они получат больше. Вопрос в том, как заказывать услуги. Можно нанять бригаду и покрасить подъезд за 120 тысяч, а можно это сделать дешевле. Плюс ко всему – у нас абсолютно нет проблем с оплатой освещения мест общего пользования. В отличие от ПГУК, мы не просто передаем цифры в «Интер-РАО». Наш энергетик и электроизмерительная лаборатория регулярно анализируют эти данные. По просьбе собственников ставим счетчики на места общего пользования. Но самые большие «дыры» – это сторонние подключения и отсутствие счетчиков в квартирах. Наши специалисты вычисляют эти проблемы и устраняют их, при разумном подходе вопрос снимается сам собой.

Обидно только, что сами люди не стремятся проявить активность в этом вопросе. Уже давно все разобрались со сложнейшей бытовой техникой, а с тем, что касается их напрямую, разбираться не хотят. Моя цель, пусть несколько амбициозная, сделать эту систему максимально прозрачной, чтобы все знали, сколько и за что именно они платят, чтобы человек получил ответ на свой вопрос и любую проблему в доме мог решить. Эта цель вполне достижима.