Спецэффект-2009

2011-03-23

Автор: Наталья БАЛАКИРЕВА

Экономическая нестабильность породила протест. Завершилась неделя войны поствыборных интерпретаций. На вопросы о викториях и конфузиях ответили федеральные участники выборного процесса. Не отстают и представители регионов, что неудивительно. Ведь результаты выборов для «Единой России» – признанного лидера гонки – можно назвать убедительными далеко не повсеместно. О причинах неудач «партии власти» в ряде регионов рассказывает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей МАКАРКИН.



Все дело в «паровозах»?

– Алексей Владимирович, 13 марта состоялись выборы в Орловский горсовет, на которых коммунисты и единороссы получили почти поровну мест. Эти выборы проходили по одномандатным округам, в которых «партия власти», как правило, редко проигрывает. Как бы вы объяснили этот феномен?

– Во-первых, следует говорить о росте протестных настроений в городах средней полосы, да и не только. На эту тенденцию сильно повлиял кризис 2008 года. До этого избиратели считали, что у страны достаточно позитивные перспективы, что можно говорить о стабильном поступательном развитии, по крайней мере, до 2020 года, а возможно, и дольше. Но с началом экономической нестабильности уверенность стала сменяться общественным пессимизмом. Население стало активнее поддерживать оппозицию, несмотря на то, что было абсолютно уверено в том, что к власти в стране она не придёт. Сейчас кризис, скорее всего, заканчивается. Ушла связанная с ним чрезвычайность. Но, с другой стороны, исчезла и заманчивая перспектива относительно долгосрочного развития России. Ощущения того, что нам все под силу и что мы самые удачливые, больше нет.

Помимо этого, нужно учитывать индивидуальные проблемы, свойственные каждому областному центру. Так, ситуация в Орле может быть связана с отдаленным во времени эффектом 2009 года, когда ушел в отставку укорененный в регионе губернатор Строев и на его место пришел совершенно новый для региона человек. А спустя некоторое время был избран и новый мэр – не орловец. Не исключено, что результаты мартовских выборов – это свидетельство издержек такой расстановки сил в исполнительной власти региона. Если поначалу этот эффект был не слишком заметен, то с нарастанием проблем в управлении регионом он стал более явственен.

– Но ситуацию в Орловской области нельзя назвать уникальной.

– Безусловно, пример Орла, на мой взгляд, в какой-то степени сопоставим с ситуацией в Ханты-Мансийском автономном округе, где в 2010-м неожиданно был заменен укорененный губернатор Филипенко. На его место пришла Наталья Комарова – политик федерального уровня, в прошлом руководитель одного из комитетов Государственной Думы. Однако она пока так и не стала в регионе своим человеком. В результате округ стал склоняться к ярко выраженному протестному голосованию, а Наталья Комарова даже не возглавила избирательный список на выборах в окружную думу.

– Ваши слова созвучны с выводами ряда экспертов, говорящих о том, что после череды отставок в 2009-2010 годах губернаторов-«тяжеловесов», всегда возглавлявших списки «партии власти», достойных партийных «паровозов» практически не осталось. Политологи ищут выход, выдвигая порой неоднозначные идеи. Один уважаемый эксперт даже заявил о том, что «накануне федеральных выборов должно появиться новое поколение губернаторов – не только современных менеджеров, но и сильных местных политиков». Как можно воспитать «тяжеловесов» за пару месяцев?

– Конечно, за время, оставшееся до федеральных выборов, невозможно не только воспитать «тяжеловесов», но и просто сделать замеры, подобрать каких-то сильных местных политиков, а тем более провести их на посты губернаторов. Это достаточно сложно сделать и в более комфортных временных условиях. Замечу, что в период избираемости губернаторов этот процесс проходил естественно. Кто сильный, кто слабый, кто располагает поддержкой населения, а кто нет, было видно сразу. Индикатором всего процесса были выборы. Но потом их стали постепенно отбирать у населения: сначала губернаторские, а затем и выборы мэров городов. Пока экономическая ситуация была стабильная, этот процесс не слишком волновал общественность. Считалось, что экономическое положение и так улучшается, а из Кремля могут прислать каких-то высококвалифицированных управленцев. Но как только экономическое положение изменилось, выяснилось, что присылаемые губернаторы чаще всего слабее тех, которых избирали. Вместе с тем, я не связывал бы проблемы «Единой России» только с уходом губернаторов-«тяжеловесов» – это лишь одна из причин.

Отставки будут

– Возможны ли отставки или какие-то кадровые перестановки по итогам мартовской кампании?

– Отставки, я думаю, будут, но только очень взвешенные – с учётом возможностей и реалий регионов. К примеру, в Кировской области – в довольно сложных политических условиях – «Единая Россия» значительно обошла КПРФ. И это уже достижение. А где-то результат был выше, чем в Кирове, однако гораздо хуже, чем ожидался. Поэтому поиск решений, конечно, будет продолжен. Он не будет универсальным: где-то, может быть, действительно произойдет смена исполнительной власти, а где-то будет рекомендовано привлечь в систему регионального управления авторитетные фигуры из регионов.

– Какой бы вы дали совет орловским единороссам на, скорее всего, предстоящие в декабре этого года выборы в облсовет?

– Не полагаться только на административный ресурс, а действовать политическими методами. Потому что в регионах полицентричных, к которым можно отнести и Орловскую область, он все чаще дает сбои. Необходимо вычленить наиболее насущные для населения вопросы и дать на них честный, пусть и не всегда оптимистический ответ о том, что их ждет в среднесрочной перспективе. И второе – конечно, необходимы широкие элитные коалиции. Они могли бы укрепить позиции региональной власти и позволить ей добиться более высоких результатов.