Спорный мемориал на Привокзальной площади

2019-05-24

Автор: Подготовила Ольга Шевлякова

Чуть меньше года назад впервые прошла информация о том, что рядом с Дворцом культуры железнодорожников будет построен военно-исторический мемориальный комплекс железнодорожного узла «Орел». Объект посвящен 150-летию железнодорожного узла «Орел» и 75-летию освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков. С тех пор перед зданием ДК ЖД появились рельсы, стилизованный под эпоху Великой Отечественной вагон, бронетехника, паровоз… А, казалось бы, вполне понятное желание орловских железнодорожников увековечить подвиг своих героев обернулось нескончаемыми спорами и протестами со стороны общественности. Все дело в месте, выбранном для возведения мемориала. Расположенный на Привокзальной площади, он как бы вклинивается на территорию объекта культурного наследия, коим является ДК. Чтобы разобраться в сложившейся непростой ситуации, «ОВ» обратился к представителям профессионального сообщества: архитекторам, искусствоведам, юристам. Их мнения мы и приводим в сегодняшнем материале.



Михаил Скоробогатов, архитектор-реставратор, автор более 20 проектов реставрации храмов Орловщины и 30 осуществленных проектов новых культовых зданий:
– Начну с того, что меня искренне удивляет сам факт происходящего под стенами реестрового памятника архитектуры, коим является Дворец культуры железнодорожников. Скажите, как удалось профсоюзу согласовать такие капитальные инженерные, землеройные и строительно-монтажные работы на охранной территории объекта культурного наследия?! Кроме того, что здание ДК – уникальное для нашей области сооружение, сама Привокзальная площадь уже давно признана редким образцом гармоничного решения городского площадного пространства. Все, кто приезжает в Орел, сразу влюбляются в это место, а вслед за ним и в наш город.
Возможно, организаторы «филиала ж/д депо» под открытым небом не в курсе, что в основу архитектурной композиции Привокзальной площади положена возвышенная идея: все ее пространство вместе с вокзалом и примыкающими к нему зданиями представляет собой взлетающего орла – символ нашего города. И это не просто красивая легенда, этот замысел зафиксирован в скупой надписи, выбитой на мраморной доске, прикрепленной к фасаду ДК, где Дворец железнодорожников назван «одним из сооружений, формирующих Привокзальную площадь». Неужели эти слова не насторожили благословивших (или закрывших глаза на) такое вторжение в одну из самых красивых городских площадей в Центральной России?!
Архитекторы минувших веков, строившие Орел, хорошо понимали и с умом использовали уникальность орловского ландшафта, возводя свои творения на лучших видовых площадках. Сегодня о самобытности и неповторимом лице города думать не принято. Нет даже историко-опорного плана… Но того, что однажды будет дозволено любому так открыто и без оглядки на закон устраивать все, что угодно, в созданном высокими профессионалами общественно значимом пространстве, я не мог предположить в своих самых пессимистичных прогнозах. Все это более чем печально.

Георгий Павленко, председатель Орловской областной организации «Союз архитекторов России»:
– Я как архитектор, прежде всего, хотел бы отметить, что Привокзальная площадь – это комплекс, ансамблевая площадь. Само здание Орловского железнодорожного вокзала имеет индивидуальное архитектурное решение, с грамотным использованием рельефа (все железнодорожные пути расположены выше уровня самой площади на этаж). У здания железнодорожного вокзала разбит овальный сквер и напротив располагается здание Дворца культуры железнодорожников, завершающее композицию Привокзальной площади. Общеизвестно, что здание это имеет статус памятника истории и культуры. Также мы знаем, что в соответствии с откорректированным ФЗ №73 на территории памятника запрещается проведение земляных, строительных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. Выстраивается вполне понятная логика: то самодеятельное творчество, которое представляет собой мемориал у стен ДК ЖД, здесь нецелесообразно и незаконно. Сама по себе его композиция – это нагромождение разномастной техники с включением стел и пилонов из гранита – выглядит громоздко и неуместно. Данный «мемориальный комплекс» не имеет какой-либо художественной ценности, является символом убогости и признаком провинциальности в негативном смысле этого слова.
Безусловно, хочется верить, что здравый смысл восторжествует. Известные градозащитники уже сделали ряд заявлений по этому поводу, в том числе и в СМИ. У нас есть надзорные органы – управление по государственной охране культурного наследия Орловской области, прокуратура. Ситуация им известна. Будем надеяться на то, что они подключатся к решению проблемы, став на единственно правильную сторону – сторону закона.

Наталья Ковешникова, искусствовед:
– Хотелось бы прокомментировать ситуацию с возведением мемориала (назовем его так) на Привокзальной площади в Орле. История его появления и реакция общественности известна: новость освещалась в СМИ и активно обсуждалась в соцсетях. Являясь членом научно-методического совета управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, я полностью разделяю его позицию по данному вопросу: те, кто устанавливал этот мемориал, действовали вопреки положениям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
К сожалению, случай этот не единичный. Налицо крайне неприятная тенденция: люди, не то что не получившие соответствующего образования, но даже не подозревающие, что таковое нужно иметь, повсеместно берутся «реставрировать» храмы, устанавливать монументы, возводить мемориалы и т.д. На днях на сайте «Хранители наследия» в комментариях к одному из таких случаев я прочитала следующие слова: «Никогда не переведутся люди, которые считают, что знают все лучше экспертов, и действуют правильнее, чем предписано законами». Пожалуй, только этим я и могу объяснить действия «дарителей», самовольно установивших вблизи Дворца культуры железнодорожников – памятника архитектуры и объекта культурного наследия – мемориальный комплекс сомнительного художественного достоинства.

Олег Мамошин, юрист:
– Приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области от 14.06.2017 г. №87 «Об утверждении охранного обязательства собственника объекта культурного наследия» в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» утверждено охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Дворец культуры железнодорожников», 1950–1954 гг., расположенный по адресу: г. Орел, пл. Привокзальная, д. 8.
Указанное здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия на основании Решения малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от 06.07.1993 г. №81-7 «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области».
Исходя из содержания охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (Приложение к приказу управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области от 14.06.2017 г. №87), границы территории указанного объекта культурного наследия не утверждены.
При этом частью 3 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника.
Таким образом, учитывая расположение памятника архитектуры «Дворец культуры железнодорожников», являющегося объектом культурного наследия, территория, на которой осуществлено размещение установленного (хотя бы и хорошего) памятника, входит в границы защитных зон данного объекта культурного наследия – 200 метров, в пределах которых в силу статьи 34.1 указанного закона запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция.
Почтить труд железнодорожников – дело достойное, но с формальной стороны имеются признаки нарушения закона.


Справка «ОВ»

Дворец культуры железнодорожников является памятником регионального значения. Здание было построено в 1950–1954 годах. Открыто в 1955-м. Включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в 1993 году.