Светильник разума

2023-05-24

Автор: Ольга Сударикова, фото «Пять звезд. Орел»

Предваряя премьеру, руководитель народного театра ОГУ им. И.С. Тургенева «Ювента» Наталья Смоголь сказала «легко и приятно», что главный герой постановки – язык… Некоторые в поспешной горячке недобро встрепенулись в ответ, ведь называется спектакль «XVIII+» (12+). Но узрев, что цифра сия не возрастное ограничение, а отсыл ко времени действия, зритель облегченно выдохнул.



Показали всем язык

Полная юмора и забавных коллизий, «извлеченная из старинной чернильницы» комедия Елены Чудиновой написана таким высоким штилем, что актерам вслед за драматургом пришлось подняться на высоту недосягаемую. Трудно поверить, будто среднестатистический человек умеренной гениальности может выучить колоритный текст с замысловатыми словесными канделябрами и синтаксическими экзерсисами. Отсюда стопроцентная реалистичность действия. Словно персонажей ангажировали из какого-то заповедника чудесных сказок допушкинско-мезозойских времен, а зрители преспокойно наблюдают хитрые картины реальной жизни. Все эти прилагательные-
суффиксы-аллегории-
реверансы кажутся куда вычурнее и забавнее даже умопомрачительных сложносочиненных костюмов (дело рук Ларисы Ковальчук, Егора Ткаченко, Ивана и Елены Карпушкиных). Глаз к сюртукам, буклям, чулкам, мушкам и кринолинам привыкает быстрее, чем ухо к завитому напудренному слову.
Только смело и решительно нырнув в лексическое море, ощущаешь себя в родной стихии! Среди книксенов, вольтерьянства и страшных тайн как-то приятно на душе становится от понимания, от генетической причастности к Галантному веку. Как ни странно, только тапер Альбина Каунецкис порой возвращает с небес на подмостки, выкрашенные половой краской. У нее незаметная и вездесущая роль «склеивать» несколько эпох на музыкальный лад. Актриса является автором музыки к нескольким песням, их самозабвенным исполнителем.

Простота хуже

Дело, видите ли, в том, что новоиспеченная Псишея, княжна Авдотья Гавриловна (Виктория Азарян), не может выйти замуж за кавалергарда Алексея Петровича (Матвей Бритвин), так как их семьи дружат. Досадное недоразумение. Хотя бы капелька вражды, жалкая крошка ненависти! Такая любовь докучлива и пресна, словно трактат о благонравии.
Виктория Азарян обладает уникальной способностью. Она может наделять свою мысль определенной скоростью, плотностью и массой. Суждения емкостью: «Хорошая идея!», или «Нужно попробовать!», или «Ах, шарман!» выливаются в бездонные монологи, обрушивающиеся на зрителя водопадом и затягивающие в воронки кокетливо милого смысла. Как хорош этот хрупкий цветок в патине светского цинизма и условностей! Во многом именно княжна учит понимать спектакль, словом и жестом приглашая в неизведанный новый-старый мир.
Елена Чудинова писала в «замечаниях для гг. актеров», что комедию надлежит играть «в фарфоре». Гг. актеры не последовали этому совету ни в весьма аскетичной сценографии, ни в плане пластики.
Монологи и мизансцены здесь – спираль. Мысль неспешно переходит с витка на виток, с витка на виток… Отрезок, конечно, короче любой другой линии. Но зачем отказывать себе в удовольствии длительного пути в хорошей компании. Эта сверхидея запечатлена и в хореографии (иного слова не подберешь). Каждое па и слово героев – замысловатый вензель их неповторимых подписей.
Отец Авдотьи, Гаврила Львович (Иван Карпушкин), обладает уже иным вербальным даром. Он говорит так манерно, будто вежливый электрик из анекдота, которому коллега уронил раскаленный кусок олова за пазуху: «Ах, милостивый сударь, не могли бы вы в дальнейшем быть аккуратнее. По причине вашей неловкости я чувствую некоторые неудобства…»
Кому в условностях не тесно, так это графу Эрасту Федоровичу (Антон Бушунов). Нет в природе силы, способной сконфузить ураган! Он весь живая интрига, вторая пружина действия после языка, вулкан, который не извергается лишь из светских приличий. В обществе странные развлечения: заговоры, бунты, адюльтеры, прочие бури в стакане. Тем и спасается темпераментная натура.

В поисках врага

При словесных роскошествах и дефиците реальных действий персонажи все время находятся в поиске… врага. Ввиду богатства фантазии, которая ногам покоя не дает, недругом может быть кто угодно: загадочный поэт Оливер, роковой соблазнитель Икс, закадычный предатель, собственная тень…
Алексей Петрович истово ищет соперника, а находит обворожительную Наталию Эрастовну (Полина Евтухова) и не унывает. В этом ангеле красота настояна на мудрости. Такая и горящую эпиграмму черкнет, и зубастый слух на скаку остановит. В продолжение всеобщих сыскных работ Эраст Федорович ищет подлеца, а находит старого друга. Только граф Александр (Максим Зубцов) пытается быть выше всего этого на голову. Буквально у него это получается. Но гордая надменность разбивается о любовь…
Прежде чем нанизать хеппи-энды на нить повествования, герои не раз спотыкаются на ухабистой дороге, высланной благими намерениями. Чего только стоит гипотетический поединок двух молодых людей: Алексея и Александра! Каждый велеречиво отстаивает свое заблуждение и абсолютно не понимает другого. Отсюда имеют место быть явления, подобные одному секунданту на двух врагов. Ничего, избраннику бранящихся Вильгельму (Николай Можаров) не привыкать: он и в программке заявлен как «светский молодой человек».

На машкераде как-то раз

Неудивительно, что именно «машкерад» разрешает недоразумения, привнося еще больше абстрактной пестроты. Подобное – подобным. Руки и сердца разобраны, старые счета погашены, давешний конфуз забыт. Два отца и старых приятеля все разрешили, задушив друг друга в объятиях. Жизнь образовала еще пару-тройку премилых любовных дуэтов. Какая сладостная боль стесняет грудь от этой картины!..
Спектакль «XVIII+» – материя уникальная, искусство, которое настойчиво облагораживает. Комедия заставляет мозг зрителя работать до закипания, дабы потом дать сердцу отдохнуть. Все персоналии блещут, интеллигентно не затмевая друг друга. Высокоученый англичанин Арчибальд Джонсон (Егор Ткачев), таинственная Дама (Дарья Петрова), безымянные, но не безликие гости на машкераде (Дарья Моргунова, Дарья Хочунская) – все живы и довольны своей жизнью, ролью, местом под сценическим солнцем…
Каждый начинающий художник неоднократно наблюдал плачевный результат от смешивания самых ярких и праздничных красок. И не каждый опытный режиссер может так виртуозно перемешать свою палитру, сохраняя первозданную свежесть и великолепие каждого цвета, как удалось это Наталье Смоголь. А уж умение обращаться с эклектикой здесь выше всяких похвал. Ведь гротескные персонажи в спектакле не пародия, не насмешка, не карикатура. Они все любимы, выпестованы, вставлены в дорогие рамы, как драгоценные картины.
Спектакль, полный обаятельного флирта, получился изысканным приветом настоящему от прошлого.


Справка «ОВ»

Писательница, колумнистка, поэтесса, публицист, радиоведущая, журналистка, драматург Елена Чудинова лично прибыла на премьеру и была в восторге.