Светлана Павлова: «Мне всегда нравились эксперименты»

2020-04-22

Автор: Беседовал Андрей Елисеев, фото Светланы Павловой и Надежды Пылиной

Светлана Павлова – детский и семейный фотограф. За невысокой девичьей фигуркой скрывается натура цельная и целеустремленная, скромная и отзывчивая, за хрупкими плечами – богатый профессиональный и жизненный опыт. Может быть, Светлана не так раскручена, как некоторые ее коллеги по фотоцеху, но зато в полной мере оправдывает свое имя: несет миру свет, преломленный через фотообъектив, и добро, исходящее из глубины сердца. Невозможно не влюбиться в ее работы, а уж трудолюбию нашей героини можно позавидовать. Без дела она не сидит. Вот и сейчас, на карантине, занимается разбором накопившихся фотоматериалов. Нашлось у Светланы время и для нашей беседы.



Родом из детства

– Света, знаю, что твое увлечение фотографией из детства. Расскажи о первых работах.

– Лет до десяти я сидела с папой и старшим братом в «домашней фотолаборатории» – темной ванной комнате, залитой красным светом, – и наблюдала за процессом проявления фотографий. Это было так романтично! Потом стала пробовать снимать сама, щелкая все подряд на пленочный фотоаппарат ФЭД: себя, школьных подруг, лимон на подоконнике. У меня есть кадры, запечатлевшие вид из окна с интервалом в пять, десять, тридцать лет.
Но мне больше нравились не просто съемки, а эксперименты. Как человек, интересующийся физикой, я фотографировала на просвет рентгеновский снимок руки, цветочки и листики. Для этого приходилось самой раскручивать фотоаппарат, что-то придумывать, ведь макрообъектива у меня тогда не было. Выходили необычные снимки.

– Детское увлечение выросло и стало ремеслом. Фотографирование для тебя – работа или способ самовыражения?

– Об этом я много думала. Получаю колоссальное удовольствие, когда снимаю и особенно когда чувствую отдачу – мое творчество приносит людям радость. Это настолько много значит для нас, творческих людей, что язык не повернется назвать то, что я делаю, работой.

Любимое дело

– Ты программист, много лет проработала по специальности, а потом решила посвятить себя семье и любимому делу. Как проходила жизненная перестройка?

– Я шла в профессию именно писать программы, потому что программирование – такая же творческая работа, как написание стихов, песен или картин. Но со временем собственно программирования становилось все меньше. Стало катастрофически не хватать творческого самовыражения, и после длительного перерыва я вернулась к фотографии. Мне очень помогло школьное увлечение физикой, особенно оптическими иллюзиями, мои детские эксперименты. Теперь, применяя свои знания на практике, я могу создавать что-то необычное на более высоком уровне.

– Соцсети пестрят снимками разного стиля и качества. Там каждый видит себя фотографом. Но легко ли стать профессионалом, так ли уж важна техническая сторона вопроса?

– Бытует мнение, что фотографы – это «кнопконажиматели». Но тот, кто хоть раз пробовал снимать, понимает, что не все так просто, не получаются кадры, как в интернете. Сразу они и не получатся – нужно изучать основы композиции, учиться видеть свет, знать цвета и физику, понимать, как с этим правильно работать.

Естественно, важна техническая сторона: корректные настройки фотоаппарата позволят использовать по максимуму возможности современной техники, потому что она очень быстро развивается. И встроенные камеры мобильных телефонов сейчас могут такое, о чем раньше мы не смели и мечтать.

Секреты профессии

– Ты специализируешься на детской и семейной съемке. Расскажи о своей творческой кухне.

– Мне больше всего нравится снимать детей. С ними сложно, но интересно: они не умеют позировать, бегают, прыгают, корчат рожицы, становятся спиной, отказываются фотографироваться и т.д. Но меня это не останавливает.

Чтобы фотографии получились живые, с душой, мы с моими маленькими героями играем, выполняем какие-то простые задания, я постоянно с ними разговариваю. Хочется раскрыть характер, поймать индивидуальные особенности ребенка. Поэтому для меня важным качеством фотографа является умение расположить к себе. Это не только детей касается, но и взрослых. Если это пара, я всегда даю какие-то идеи для взаимодействия, подсказки и дальше уже снимаю, как ребята двигаются. Иногда кажется, что они просто забывают, что пришли фотографироваться, – это именно то, чего я хочу добиться. В такие моменты я просто замолкаю и продолжаю снимать.

Немаловажным аспектом является и то, с каким настроением люди приходят на съемку. Хорошее расположение духа – это само по себе уже 80 процентов успеха фотосессии.

– А с какими трудностями сталкиваешься в процессе съемок?

– Трудностей хватает и в прямом и в переносном смысле: один объектив весит три килограмма! А если серьезно, я не люблю поточное производство, съемку выпускных альбомов, например. Это действительно физически и психологически изматывает, стараюсь редко браться за такую работу.

– Посещаешь мастер-классы именитых фотомастеров? У тебя есть кумир?

– Мне нравится Павел Михайлов. И не только его фотоработы – интересно читать его публикации в соцсетях. Он не следует классической фотошколе, а все делает наоборот и в итоге получает шикарные кадры. Кстати, сейчас очень многие в Орле снимают «под Михайлова».
И главное, что он охотно и с юмором делится своими знаниями, причем бесплатно. Мне близка его потребность делиться, я сама такая. И мастер-классы, на которые удается попасть, в первую очередь посещаю из-за живого общения с коллегами, обмена опытом.

О семье, отдыхе и любимом кадре

– Несколько слов о семье. Чем занимаются и кем мечтают стать твои дочки?

– Перед рождением старшей мы купили первую «зеркалку». Так что, можно сказать, мое рождение как фотографа произошло одновременно с рождением детей. У меня две девочки. Старшая – Аня – творческий человечек. Она в театральную студию ходила, даже был успех в этом направлении, но потом выбрала все-таки танцы и… мечтает стать врачом. А младшая – Саша – математик, программист, хочет стать робототехником.

– Как проводишь свободное время?

– Люблю поснимать для себя, что-то попробовать, как в детстве – поэкспериментировать.

– Так и появился самый любимый и необычный кадр?

– Да. Еду со съемки поздно вечером, смотрю – над рекой туман, красотища. Понимаю, что поздно уже, дома ждут, волнуются, а руки сами выворачивают руль. Заезжаю под мост, беру технику, иду по набережной, а самой не по себе. Вокруг ни души, но жажда получить желанный снимок пересиливает страх. Ставлю камеру на штатив, настраиваю – свет, выдержку, диафрагму. И тут подбегает собачка, становится лапами на парапет и смотрит прямо в камеру. Звезды сошлись, снимок сделан!