Своемерные записки на полях календаря

2010-08-26

Автор: Владимир Ермаков

16 августа. В воскресенье по питерскому каналу ТВ в еженедельном шоу «Картина маслом» высказались люди разных взглядов и разрозненных мыслей. Говорили о современной молодежи как социальной проблеме. Для начала уяснили разницу в поколениях; развели людей по эпохам. Тех, кто родился в 1943-1963 годы, социологи окрестили baby-boomers (здесь: дети послевоенного энтузиазма); рожденных в 1963-1983 – поколение X; а всех, кто явился на свет позже – поколение Y. У первых сейчас власть и влияние, вторые задают стиль и темп жизни, но что будет дальше – зависит от тех, кто сейчас меньше всего думает, что будет дальше. Уравнение со многими неизвестными: b2 + x + y = ?



Мнения взрослых о молодых тем строже, чем меньше молодые уважают мнения взрослых. И запальчивая язвительность ведущего была лучшим подтверждением мировоззренческой растерянности нашего времени. Что мы знаем о молодых, если за всю жизнь со своей жизнью толком не разобрались…

Молодые – другие; как в свое время другими были мы. Им открыты новые горизонты, а мы своих так и не достигли. Они летят мимо нас на роликах и байках, вежливо извиняясь, когда мы шарахаемся в сторону; они мало читают и мало знают, но лучше информированы и понимают о себе куда больше, чем мы в том же возрасте; они бедны идеями и скудны идеалами, но свободнее во взглядах и конкретнее в целях; они избегают крайностей фанатизма и цинизма, сосредоточившись на понятных и доступных радостях жизни; у них нет кумиров – и это хорошо; у них нет авторитетов – и это плохо…

Самое главное отличие нового поколения от прежних в том, что это – не пуганое… В этом их историческое преимущество. И – представьте себе – человеческая ограниченность. Потому что никто не может по-настоящему понять, как прекрасна жизнь, не прочувствовав, как она ненадежна. Внутреннее богатство человека создается утратами.

Ну ничего – у них еще все впереди. В конце спора кто-то высказал надежду, что на долю этого поколения рок истории готовит такие испытания, что хватит на всех с лихвой.

17 августа. Характерной чертой нашего образа власти является барское пренебрежение начальников, командиров, парторгов и попов к людям, вверенным их попечению. Облеченный полномочиями во всем превосходит тех, кто оных не имеет. И потому всякий начальствующий каждого подчиненного должен учить уму-разуму. Наставлять и в хвост, и в гриву. Для его же пользы. А тот должен низко кланяться и благодарить его превосходительство за науку. В административном ритуале положено унижать человека на людях. Чтоб все дрожали. И служили не делу, а начальству. Следствием такого порядка вещей стало отсутствие в нас общественного долга и собственного достоинства…

Почему меня так занимает вопрос о власти – при полном отсутствии интереса к политике? Я думаю, что эта проблема – краеугольный камень нашей державности, ставший камнем преткновения на русском пути. Не в том дело, кому принадлежит власть (кажется, это не имеет особого значения), а в том, как она работает. А вот тут беда… Коэффициент полезного действия механизма власти всегда у нас был очень низок. Огромные затраты на содержание бюрократического аппарата не окупаются жалкими результатами административной деятельности. Статус великой державы оплачивается потом и кровью, а отдача от этого величия – одни слезы. Что делать? Начальству виднее…

Как-то не задумывался об этимологии слова начальство, пока не встретил в записках одного священника (Сергей Дурылин «В своем углу») выражения начальник жизни и начальник тишины как предикаты Бога. Поначалу впал в недоумение. Ладно – начальник жизни, то есть собственно Господь, но как можно править тишиной?! И понял – никак. Не в том суть. Тут иное: быть начальником чего бы то ни было – значит быть онтологическим основанием этого феномена. Начальник – тот, кто полагает начало явлению и дает ход событию. Отсюда начала как основы и началие как принцип. Через этимологию слова что-то проясняется в его смысле.

В значении начала как целевой причины власть неразрывно сопряжена с ответственностью. Бремя власти по плечу далеко не каждому. Мало, чтобы процесс пошел, надо, чтобы он не сворачивался и не сворачивал в сторону. Быть главным – значит быть аккумулятором дела. Подлинный лидер каждую мертвую точку процесса энергетическим импульсом превращает в момент движения. Однако наше начальство научилось иметь все выгоды от высоких постов, издержки распределяя между подчиненными. Во всем всегда виноват стрелочник. А ответственные лица, как правило, никакой ответственности за проваленное дело не несут.

Инстинктивно чувствуя несоответствие формы содержанию, канцелярский язык вытесняет из делопроизводства суровое слово начальник, обозначая функцию управления стерильным термином администратор или модным американизмом менеджер. И правильно. В нашей системе управления фактически не оставлено возможности для креативной деятельности. Как будто тысячелетняя инерция несет птицу-тройку по дороге истории невесть куда, и все, что могут власть имущие, – не столько править, сколько крепче подбирать поводья, в хвост и в гриву матеря загнанных лошадей…

Что мне вступило в голову рассуждать об этом? Да ведь дело к тому идет, что скоро нам снова придется выбирать птице-тройке кучера…

18 августа. Голубовато-сизая дымка августа, с горьковатым привкусом гари, пронизана золотым сиянием. Стоит отойти чуть в сторону от житейской суеты и отвлечься душой от злобы дня, и посреди повседневности обнаружишь оазисы нездешнего покоя. Словно что-то сбылось… Или вот-вот сбудется, оправдав давние неясные ожидания и долгое томление духа. Отходят заботы, стихают тревоги, тают звуки. И нет уже ни желаний, ни сожалений – только покой и воля. И ни у кого нет над тобой власти, кроме начальника жизни. А эта власть ничего не требует, а только хранит и дает. Хочется уяснить суть своей судьбы и как-то высказать себя, но чувствуешь, что сказать нечего. Да и не надо ничего говорить. И кажется, что начальник тишины выделил этот день для того, чтобы ты мог ощутить на онемевшем языке ускользающий вкус блаженства.

19 августа. Яблочный спас. К этому дню в наших краях приурочены предвестия осени. Шестое августа по-старому, // Преображение Господне… Город проложен слоями устоявшейся духоты и пластами зябкой свежести; проворные ветерки перемешивают в воздухе запах сухих листьев с остатками дымного смога.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Это «Август» Бориса Пастернака. Одно из сонма чудес родного стихотворства. Дух живый, с петровской эпохи постепенно выветрившийся из казенного православия, пропитал собой русскую литературу. Может быть, вся наша поэзия суть соборная молитва о России, и Господь, тронутый ее духовной силой, спасает пропащую страну во всех суицидных попытках выйти из истории…

20 августа. В дыму огненной стихии остались почти незамеченными некоторые горячие новости из хроники происшествий – искры, из которых может разгореться пламя других пожаров…

В частности, скандальный случай во всероссийском детском оздоровительном лагере «Дон» под Туапсе. Подавляющее число мест в нем почему-то было отдано детям из Чечни. Причем некоторым из деток, энтузиастам силовых видов спорта, было очень далеко за отроческий возраст. Приоритет, отданный лицам кавказской национальности, имел следствием избиение и унижение несовершеннолетних лиц славянской внешности. Акция устрашения проходила под лозунгом «Россия будет нашей!».

Другим эпизодом того же ряда стало сражение в Кантемировской дивизии между бойцами разведроты и призывниками с Кавказа. В Интернете выложен центральный момент схватки, снятый на мобильный телефон. Спонтанный прорыв все того же тлеющего конфликта…

С другой стороны, тревожат и удручают участившиеся акции маргиналов черносотенной окраски. Так в «Литературной газете» помещен материал об избиении 1 августа сего года этнически ориентированной сволочью лиц некоренной национальности в электричке «Петушки – Москва». Наши соплеменники со зверскими мордами шли по вагонам и всем кодлом били всех, кто рылом в них не вышел, а заодно и тех, кто пытался протестовать или просто не понравился. Хорошо еще, что наряд милиции, сопровождавший рейс, надежно спрятался, и никто из стражей порядка не пострадал.

В тот же черный список явлений агрессивного шовинизма попадают теракты «орловских партизан». Как сообщает радио «Свобода», так именовала себя преступная группировка, устроившая взрыв в кафе «Индира». Во имя торжества справедливости. Женщина, трое мужчин и ребенок получили осколочные ранения. Наш ответ Доку Умарову… Виновные найдены. Ведется следствие. Что совсем уж скверно – костяк банды составляли молодые офицеры.

Не знаю, что опаснее для состояния дел в нашей изъеденной цинизмом стране – идейный криминал обиженных этносов или бандитский патриотизм титульной нации. Как сказал бы отец народов, без жалости каравший своих детей за малейшую провинность, – оба хуже.

21 августа. Стараюсь свести нелицеприятные факты к какому-либо ясному выводу; хватаюсь за голову, чтобы удержать разбегающиеся мысли в рамках здравого рассуждения. Не получается… Национальная идея колеблется между самодостаточностью Данилевского и всечеловечностью Достоевского, не умея ни на чем остановиться и не желая ничем ограничиться. О, этот особый русский путь! Закроешь глаза на злобу дня и словно воочию видишь, как медленно и неуверенно Россия-матушка пробирается по кривой дорожке между угрозами национализма и соблазнами либерализма. Шаг вперед, два шага назад; шаг влево, шаг вправо – …

22 августа. Единственно, что можно сказать о будущем наверняка – мы его не узнаем. Будущего у нас нет. Потому что его нет вообще. Это величайшая из иллюзий. Все, что у нас есть, это перманентное настоящее. Перетаскивая изо дня в день все, что нам принадлежит и составляет нас, мы что-то оставляем в прошлом, что-то обретаем взамен. Получаем во временное пользование. Пока не потеряем все. И не утратим сами себя.

Не откладывай на завтра то, что можно любить сегодня.