Святочная тема у писателей-орловцев

2022-12-24

Автор: Анатолий Мищенко, фото из открытых источников

Рождество – один из самых светлых христианских праздников. В России его встречают с особым благоговением. Эти чувства отражены в произведениях святочной направленности многих писателей, в том числе и наших земляков.



Рождество отмечается в России с 7 по 19 января, до праздника Крещения Господня. Как легки и по-зимнему свежи строки А.А. Фета, посвященные этим дням:

Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало – луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна»…

Праздник Рождества заявлен и в начальных строках рассказа И.А. Бунина «Поле» (1895 г.): «Темнеет, к ночи поднимается вьюга… Завтра Рождество, большой веселый праздник, и от этого еще грустнее кажутся непогожие сумерки, бесконечная глухая дорога и поле, утопающее во мгле поземки…»
В рассказе «Святитель» (1924 г.) Иван Алексеевич пишет: «И святитель сказал в ответ на их земное метание: «Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной».
«Ангелочек» – рассказ Л.Н. Андреева, впервые опубликованный в газете «Курьер» (1899 г.) и посвященный Александре Велигорской, ставшей впоследствии женой писателя, тоже относится к рождественской теме: «… Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле».
Религиозно-нравственные искания находим и в святочном творчестве Н.С. Лескова. Многие его произведения этой тематики несут в себе «рождественскую проповедь», подводящую нравственный итог урокам правды и добра. А «Зверь», впервые напечатанный в 1883 году с подзаголовком «Рождественский рассказ», к тому же имеет много автобиографического: «Имея наш детский круг близ себя, священник задал им вопрос: понимаем ли мы смысл песни «Христос рождается»? Оказалось, что не только мы, но старшие плохо его разумели. Священник стал нам разъяснять слова: «славите», «рящите» и «возноситеся» и, дойдя до значения последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом и сердцем. Он заговорил о даре, который и нынче, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча», смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению…»
Святочных рассказов у писателя множество: «Неразменный рубль», «Пугало», «Привидение в Инженерном замке», «Запечатленный ангел», «Штопальщик». Этот список можно продолжить: «Грабеж», «Дух госпожи Жанлис», «Путешествие с нигилистом», «Маленькая ошибка», «Белый орел», «Отборное зерно», «Пустоплясы», «Обман», «На краю света»…
Завершая беседу на святочную тему, уместно упомянуть стихотворение орловца А.Н. Апухтина «На Новый год» (декабрь 1881 года):

И теперь меня мысль
роковая гнетет:
Что пошлет он мне,
новый, неведомый год?