Такая разная комедия

2021-04-22

Автор: Наталья Смоголь, фото журнала «Пять звезд»

Весна – это не только сезон обновления природы, но и время страстного ожидания перемен у каждого из нас: начать, вернуть, продолжить, научиться, блеснуть, попробовать, рискнуть, поразить, порадоваться. Нет ничего удивительного, что и театральная студия ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента» замахнулась на что-то неожиданное, смелое, масштабное – предложила зрителям марафон «Такая разная комедия», благодаря которому с 23-го по 26 марта зрители могли увидеть своеобразный отчет коллектива за последние четыре года, на которые пришлись и плодотворные репетиции, и волнительные премьеры, и победы в конкурсах всех уровней, и годичная ковидная тоска по зрителям.



«То да се» – о буднях провинции

Спустя время становится очевидным, что авантюра удалась: залы в фундаментальной библиотеке были полными, актеры (от опытных до новичков) – воодушевленными, зрители – вдумчивыми и благодарными. Но самое главное – удалось показать и спектакли с историей (что для студенческого театра непросто), и новые сценические разработки.
Пушкин как-то посетовал, что мы «ленивы и нелюбопытны», но это, очевидно, касается чего-то конструктивного и полезного, а в отношении разрушительного и негативного нет нам равных, и это с успехом доказала программа по юмористическим рассказам А.П. Чехова и А.Т. Аверченко «То да се». Ну а как иначе объяснить, что упоминание рядового клерка (Никита Мосин) о купающейся жене начальника превращается благодаря горожанам (Александр Воронов, Дмитрий Тарасов, Василиса Афонина, Юлия Солоухина) в сплетню о череде преступлений и побеге любовников за границу (А.П. Чехов «Длинный язык»).
Тема супружеской измены (А.Т. Аверченко «Сплетня»), когда жена (Оксана Корнеева) легкомысленно пробалтывается о курортных шашнях мужу (Иван Карпушкин), логично сменяется мотивом мести, когда рогоносец приходит в магазин оружия, но в итоге решает казнить любовников презрением, несмотря на неудовольствие продавца (Владислав Спасский) (А.П. Чехов «Мститель»).
Особого разговора заслуживают люди, которых можно назвать душой компании, рубахой-парнем, заводилой, а можно и смерчем, сметающим все на своем пути, согласно одноименному рассказу Аверченко. В одной истории друг семьи (Антон Бушунов) из-за любви к экспромту ссорит жену (Елизавета Милен) и мужа (Егор Помелухо), вынуждает сына (Максим Зубцов) сбежать из дома, а служанку (Василиса Афонина) – уволиться. Он же расстраивает брак нерешительного жениха (Никита Мосин) и впечатлительной невесты (Альбина Каунецкис) (А.Т. Аверченко «Друг»). Наши классики на рубеже веков почувствовали неизбежную эскалацию инфантилизма, который вызывает восторг человека, чье имя попало в криминальную сводку (А.П. Чехов «Радость»), и теперь о Дмитрии Кулдарове ((Дмитрий Тарасов) «вся Россия узнает».
В рассказе «Люди четырех измерений» Аркадий Аверченко показывает, что невинная просьба незнакомца прикурить женой воспринимается как признание в любви, мужем – как ограбление, прессой – как несчастный случай, сам же пострадавший списывает все на побег сумасшедшего из психиатрической лечебницы. Рассказ того же автора «Мужчины» высмеивает легкомыслие когда-то сильного и ответственного пола, к которому теперь относятся ничтожные ловеласы (Егор Помелухо), радующиеся, что не придется удочерять ребенка, навязываемого назойливой родственницей (Полина Холодова). Восемь произведений в рамках юмористической программы оказались историей жизни соседей, знакомых, сослуживцев, то есть буднями провинциального городка, и высмеяли пороки, которые, к сожалению, так нас и не покинули.

Ах, водевиль, водевиль

Как всегда, радость зрителям и удовольствие актерам принес неизвестный водевиль И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана», впервые в мире поставленный «Ювентой» в год 200-летнего юбилея автора. Приятно, что постановка уже имеет признание: на VI открытом Всероссийском форуме молодежных театров «Взмах крыла» она стала спектаклем года, на I Международном театральном фестивале-конкурсе «Театр Фест-2019» (Болгария, г. Бургас) взяла второе место, а также получила два гран-при: на Всероссийском открытом фестивале «Душа русской культуры» и на I Всероссийском конкурсе «На крыльях Феникса».
Забавная история, написанная нашим знаменитым земляком на французском языке, содержит и путаницу с именами, и миражное убийство, и нелепое расследование, и полное исцеление главного героя от любовной горячки. Именно поэтому в программках она значится как эксцентрическая комедия, чему в немалой степени способствуют и введенные режиссером в сценарий привидения, необходимое дополнение к уважаемой европейской гостинице.

Во власти безумия

Конечно, самым долгожданным событием для многих стала комедия абсурда «Циклотимия» по антипьесе Э. Ионеско «Лысая певица». В середине прошлого века драматурга поразили человеческое скудоумие, банальность суждений, узость мышления, тщета существования, нелепая заносчивость обывателей. Вечер, проведенный вместе с двумя английскими семьями, точно не назовешь удачным. И все потому, что чета Смит (Оксана Корнеева и Иван Карпушкин) безудержно гордятся проживанием в окрестностях Лондона и живут сугубо бытовыми интересами. Мартены (Анастасия Еськова и Владислав Спасский), лишь спустя продолжительное время выясняют, что они муж и жена, живут в одном доме и растят дочку.
При всей абсурдности происходящего авторский посыл более чем очевиден – люди утратили глубокий смысл и высокую цель жизни, их существование приводит к разобщению и деградации. Пожарник (Антон Бушунов) оказывается собранием нелепых анекдотов и бесконечных историй, служанка (Егор Помелухо) оттеняет спесивость так называемой аристократии, которая уж точно не продвинет вперед нашу цивилизацию. Драматург всю ответственность за абсурд бытия возложил на людей, которыми стали не только его современники, но и довольно универсальные типы с мещанским сознанием.
В спектакле же действует некая инфернальная сила – богиня безумия Ата (Алена Загоруй), которая незримо присутствует то в образе древней старухи, то в виде разбитной молодухи, то в качестве кокетливой девицы, то в ипостаси резвого сорванца. Она и есть то самое зло, которое омолаживается, питаясь энергией человеческой глупости, бытовой зацикленности, мещанского самолюбования. В финале спектакля, когда герои заткнули уши туалетной бумагой, надели светонепроницаемые очки, стали выкрикивать невразумительные фразы (еще одно авторское жанровое определение – трагедия языка), именно Ата выступает в роли кукловода и руководителя этой неразберихи.
Театральный марафон «Ювенты» стал оригинальной и яркой возможностью представить зрителям довольно разные типы комического в отечественной и зарубежной литературе и, как все мы надеемся, пополнил ряды наших постоянных зрителей.