Такси-такси, вези-вези

2023-09-15

Автор: Михаил Трутнев, фото автора

С сентября в России вступает в силу новая редакция ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», ужесточающая требования к водителям, в том числе самозанятым. По замыслу его разработчиков, у таксопарков и агрегаторов будет больше ответственности за водителей перед пассажирами. Однако повышенная безопасность, которую должен обеспечить закон, может дорого обойтись не только перевозчикам, но и клиентам.



Новые нормы

С 1 сентября в России вступили в силу новые положения закона о легковом такси. Согласно ему в каждом регионе должны быть созданы три реестра – перевозчиков, легковых такси и служб заказа такси. Закон устанавливает и требования к внешнему и внутреннему виду автомобиля: машина должна быть отмечена шашечками, на крыше присутствовать фонарь оранжевого цвета, а в салоне – информация о перевозчике и водителе (номер в реестрах, телефон для приема жалоб и предложений и т.д.).
Закон ужесточает требования к водителю: для работы тот должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком. Если у шофера есть непогашенная или неснятая судимость за ряд преступлений (убийство, разбой, грабеж, похищение и т. п.) и более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение правил дорожного движения, работать таксистом он не сможет.
Документ обязывает водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Они должны приобрести страховой полис для такси, который стоит в несколько раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия. ИП и самозанятые водители обязаны взять на себя расходы по прохождению предрейсовых медосмотра и техосмотра, которые раньше были на перевозчиках. Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Благодаря новому закону у таксопарков и агрегаторов будет больше ответственности за водителей перед пассажирами, поездки станут безопаснее. Однако, как считают эксперты, изменения могут привести к тому, что ряды таксистов заметно поредеют за счет тех самых ИП и самозанятых, для которых соблюдение новых требований грозит серьезными дополнительными затратами. А это повлечет за собой резкий скачок цен на поездки.

Предложили приостановить

Опасения экспертов оказались не напрасными. В преддверии вступления в силу закона в ряде регионов цены на услуги такси уже взлетели. В связи с ростом стоимости поездок правительство попросили отложить до 2025 года ряд требований нового закона о легковом такси. Письмо об этом в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова направил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
«По данным Росстата, стоимость поездки достигла максимума за десять лет и составляет 32,5 рубля в расчете на 1 км. Притом что цены и так продолжали расти на протяжении всего года. Немалую роль в увеличении стоимости играет вступивший в силу закон. Теперь ряд категорий водителей просто не могут заниматься своей деятельностью, так как им не под силу выполнить новые требования», – цитируют «Известия» обращение депутата. Согласно пояснению Чернышова, неподъемными по выплатам для региональных таксистов стали тарифы по ОСАГО, которые могут быть в семь и более раз выше, чем для обычных автолюбителей. Также депутат сообщает о сложностях по выполнению требований по аттестации таксистов на знание населенных пунктов.
«Чтобы их соблюсти, водители вынуждены идти на дополнительные траты, либо прекращать работу, либо уходить на «черный» рынок пассажирских перевозок… В связи с указанным прошу вас поддержать инициативу об отсрочке вступления в силу требований закона до 2025 года. Эти нормы в настоящее время являются сложновыполнимыми, при этом они напрямую влияют на повышение стоимости поездок и, как следствие, на снижение качества жизни людей», – обращается Чернышов к представителям Госдумы.
Инициативу поддержали и в Объединении самозанятых России, в котором состоит более 70 тысяч перевозчиков. «Мы возвращаемся в 1990-е, – считает руководитель общественной организации Игорь Жмакин. – Трагедия не только в повышении цены, но и в том, что большая часть отрасли может начать работать в нелегальном поле. А это небезопасно как для таксистов, так и для пассажиров».

«Все переиграют и откатят»

«ОВ» попытался узнать, что изменилось с 1 сентября в работе такси в нашем регионе. Опрос водителей показал, что не все готовы выполнять новые требования.
Рассказать о том, как соблюдаются нормы нового закона о такси, в одной из крупнейших компаний сервиса заказа машин не пожелали. Сотрудники лишь уточнили, что часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям.
Свои мысли о новом законе озвучил «ОВ» орловский водитель Сергей: «Подрабатывать в такси станет невыгодно. С рынка «откинется» процентов 30 таксистов-частников, которые подрабатывали на выходных, как я. Что не устраивает? Ну, выходило у меня за субботу-воскресенье, допустим, пять тысяч, а теперь мне скажут: сделай лицензию, получи страховку, которая стоит порядка 60–70 тысяч рублей. А смысл тогда таксовать?»
Сергей говорит, что если за несоблюдение требований закона начнут наказывать, «уйдет в подполье»: попросит постоянных клиентов, которые вызывают его для поездок на вокзал, в поликлинику и т.п., звонить на прямой мобильный телефон. В крайнем случае пойдет работать в курьерскую доставку – разводить еду и продукты орловцам.
А вот таксисту со стажем Михаилу новый закон нравится: «Не каждый сможет работать в такси – это хорошо. Раньше на работу устраивался тот, кто имел определенный стаж вождения. Сейчас – купил права, скачал приложение и пошел в таксисты. Из-за этого происходит некачественное оказание услуг. Будет меньше конкурентов – станет выше спрос. Одно плохо – новый закон вряд ли позволит больше зарабатывать. В последние месяцы подорожал бензин – топливо съест этот заработок, да и запчасти выросли в цене. А работать больше 12–13 часов программа не даст. Хотя таксисты смогут придумать схему обхода нововведений – у нас по правилам жить не привыкли».
Многие опрошенные «ОВ» таксисты не сомневаются, что законодательство в отношении перевозок будет пересматриваться: все переиграют, наиболее неудобные для отрасли поправки «откатят». А ускорит этот процесс, по их мнению, резкое подорожание услуг такси и дефицит машин и водителей.

 

Согласно информации, полученной в ходе опроса таксистов, проведенного Центром стратегических разработок, специальный полис ОСАГО для такси имеют только 56% водителей. Еще 39% таксистов оформляют на машину с «шашечками» страховку как на обычный автомобиль, а 5% вообще ездят без полиса. При этом 17% объясняют отказ от нее тем, что наличие такого полиса никем не контролируется, еще 15% говорят, что не знали, что для такси необходим спецполис.


Справка «ОВ»

С 1 сентября в Орловской области начало действовать «Положение о порядке организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Соответствующий приказ 29 августа издал департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных программ. Контроль и учет в данной сфере власти доверили КУ «Орелтранссигнал», которое будет вести реестр, выдавать и аннулировать разрешения перевозчиков.