Татьяна Грибанова: «Говорю на языке народа»

2021-06-16

Автор: Наталья Синицына

Орловскую область называют литературной столицей России. Лев Толстой, Афанасий Фет, Николай Лесков, Иван Тургенев и другие задали высокую планку, и наши соотечественники продолжают их традиции. Татьяна Грибанова – одна из писательниц, чье творчество не уступает корифеям в любви к родной земле, людям и народным обычаям.



Вначале была поэзия

– Татьяна Ивановна, вы стали издавать книги в довольно зрелом возрасте. Почему так получилось?
– Все по-разному приходят в литературу. На мой взгляд, именно тогда я созрела, мне было о чем сказать. Я пришла в литературу как поэт, прозаиком стала позже. Многие считают, что проза мне дается лучше. Я не соглашусь. Есть вещи, которые категорически пишу как стихи, но в последнее время мне стало как-то узко в поэзии – попробуй уместить русские народные традиции в строфы! Моя тема повлекла и мой уход в прозу.
– Ваше творчество неразрывно связано с деревенским бытом, православными праздниками. Кто вам привил эту любовь к родному краю и традициям?
– Когда меня спрашивают, как ты такая получилась, я вспоминаю маму и бабушку. Мама у меня – литератор, у нас в доме была шикарная библиотека. А бабушка была безграмотной, но бесконечно мудрой. Бывало, зайду к ней после уроков, день с ней проведу – она жила по соседству, возвращаюсь домой и давай перед мамой щеголять бабушкиными словами. И матушка бралась за сердце: «Все, погибли!» А назавтра у меня диктант или сочинение – тогда мне это ставили в минус. А сейчас… мое творчество неразделимо связано с тем языком – нутряным, деревенским, настоящим.
Вот тот же «Сказ о Судбищенской битве» – там время другое, нужно было и писать тем языком. Всегда провожу параллели с живописью – у меня в семье четыре художника – если ты пишешь историческую картину, то не можешь приклепать на костюм пуговицы от Славы Зайцева.

Важна самобытность

– То есть вы всегда были связаны с литературой? Хотя бы из-за мамы?
– Да, все началось оттуда, а потом я поступила на факультет иностранных языков, была редактором газеты, преподавала в школе.
Удивительно, когда поступала на иняз, меня преподаватели с литфака звали к себе, потому что я отлично знала русский язык и литературу, но я не пошла. Наверное, это к лучшему, так и надо. Я теперь знаю языки, могу свободно читать иноязычную литературу. Язык – это же такая тонкая и деликатная вещь… Есть произведения, которые нельзя перевести, и воспринимается только оригинал.
Особенно часто это правило работает для нашего великого и могучего. Моя знакомая решила как-то перевести книгу «Красное вино Победы» Евгения Носова на финский язык, но не смогла. В нашем языке такой кладезь слов. В том же немецком глаза звучат как «ауген», а у нас столько значений – глаза, гляделки, очи…
Что касается моего писательского языка, меня часто спрашивают, почему я не делаю сноски, пояснения к некоторым словам. А для меня непонятно, что вам непонятно. Я говорю на народном языке, я им дышу, живу. Если я уберу это, что от меня останется? В авторе ценна изюминка, его самобытность.
– У вас был стремительный старт. Поделитесь советом, как начинающим авторам заявить о себе?
– Обычно на такие вопросы я отвечаю, пропуская ситуацию через себя. Как со мной это было: я писала, писала. Ко мне приехала дочь, увидела мои рукописи и категорично заявила: надо печатать. А я тогда никого не знала из литературного сообщества…
Вообще, нужно обратить внимание на литературные сообщества, пусть даже и любительские. Если у тебя есть талант, ты будешь заметен. При Орловском союзе писателей тоже есть литературное объединение.
Я родом из Сосковского района. Однажды по приезде на родину я поняла, что там много пишущих людей, которым не хватает простого человеческого общения. И решила создать свою студию. Уже десять лет она работает в Нарышкино. И в клуб хлынул поток людей. Да, невозможно сделать писателя, но люди пишут, им нужна критика, общение. И я считаю, что именно из таких литературных объединений и вырастают писатели.
Что касается писательства – здесь очень важен язык. Если нет самобытности, стиля, то нет и писателя. Язык – дар Божий, все остальное мы приобрели. «Заумь», как говорил Твардовский, никому не нужна, кроме автора. Надо писать сердцем.

0

Мегаполис не вдохновляет

– Вы человек публичный, много времени проводили в обществе…Чем занимались во время самоизоляции?
– Совершенно случайно я набрела на Фейсбук. И ко мне пришло озарение – да это же такая замечательная площадка, с нее можно говорить, да еще как! И начиная с зимы каждый день я выкладываю на свою страничку текст о народных традициях. А именно – что сегодняшняя дата значит для православных, чем крестьяне издревле занимались в этот день, а после прикрепляю отрывок своего произведения как наглядную иллюстрацию.
Я вдруг обнаружила, что в моих 13 книгах и заложено все житие русского народа. То есть этот проект стал более масштабным, чем я его изначально задумывала. Это стало итогом моей писательской деятельности за все время.
Сначала я это делала для себя, а потом мне стало присылать сообщения огромное количество людей, в том числе и маститых писателей: «Татьяна, да это книга!» И да, теперь я хочу издать это, естественно, когда закончу свой труд и отшлифую материал.
– А что сами читаете?
– Очень люблю Евгения Носова, он пишет совершенно гениальные вещи. Из зарубежных – Габриеля Гарсия Маркеса.
– Если перейти к материальному миру, возможно ли заработать писательством?
– Сейчас это очень сложно. Практически никто не платит за публикации в журналах. Найти финансы для издания своих книг тоже сложно, особенно в провинции.
– Не думали о переезде в Москву, например?
– Нет, хотя у меня там живет дочь. Я выросла в деревне, пишу о деревне, я не смогу писать в мегаполисе. У меня нет ни одного рассказа о городе, он меня не вдохновляет. А в Орле я живу в частном доме, выращиваю цветы и занимаюсь любимым делом.


Справка «ОВ»

Татьяна Грибанова – автор поэтических книг «Апрель», «Сказ о Судбищенской битве», деревенских рассказов «Лесковка», «От Рождества до Покрова» и т.д. Член Союза писателей России с 2009 года. Лауреат Международного поэтического конкурса «Звезда полей», премии губернатора Курской области им. Е.И. Носова, Международного конкурса «Умное сердце» им. А.П. Платонова, Всероссийской премии «Вешние воды» (2015), Всероссийского поэтического конкурса им. С.А. Есенина, обладатель специального диплома «Прохоровское поле».