Театр – ее жизнь

2023-06-24

Автор: Ольга Сударикова, фото из личного архива О. Тищенко

Этим летом Ольга Тищенко празднует личный юбилей. А через год отметит 30-летие служения в Орловском драматическом театре «Русский стиль» им. М.М. Бахтина… Такая верность искусству исключительно из-за любви. Сначала внезапной, юношеской, трогательной. Потом проверенной временем, испытанной на прочность безденежьем, сомнениями в своих силах и способностях. Но никогда в правильности выбранного пути и в том, что театр – ее призвание.



Верую!

Придя в старших классах в местный, запорожский театр на «Ромео и Джульетту», Ольга влюбилась в Меркуцио. Потом оказалось, что все ее подруги тоже. Стали ходить на спектакли веселой стайкой. Девушек заметили, пригласили заниматься в юношескую студию при театре молодежи. Там и познакомилась с педагогом, которая рассказала, что есть на культурной карте России город Орел. План был простой: если Москва не примет, то можно попытать счастья и в провинции.
Первый курс Валерия Симоненко – история удивительных людей: фотограф Владимир Ададуров, режиссер Михаил Сегал, протоиерей Игорь Чистюхин, актриса «Русского стиля» Анна Аленчева, актер брянской драмы Юрий Киселев… Не все стали актерами и режиссерами, но все состоялись как личности.
В 1994 году, в непростое время, почти безвременье, Валерий Симоненко создал новый театр в Орле – буквально из руин старого мира. Ольга Тищенко была в числе нескольких студентов курса, приглашенных в труппу. Первые годы существовать приходилось в дороге, играя в день три-четыре спектакля по деревням и весям Орловского края и соседних областей, наблюдая из окна автобуса постапокалиптические картины деревенской действительности того времени, уходящей эпохи СССР. Но юные актеры были полны надежд, верили в то, что затеяли новое и очень нужное дело, в свой театр, который они «строили, строили и наконец построили».
Так пробивал себе дорогу, развивался и креп еще хрупкий, но уверенный в своей хрестоматийной правоте и росток «Русского стиля». Валерий Симоненко делал все, что может режиссер, худрук, человек, чтобы жизнь не походила на выживание. Иные сдались, некоторые дрогнули, труппа за годы становления претерпела многочисленные изменения в составе. Но несколько человек «из первых», в числе которых и Ольга Тищенко, росли и развивались вместе со своим театром, вместе они и по сей день. Это называется верность себе и делу своей жизни.
Постепенно все выправилось, закономерно сладилось, затикало, как часы. И у нашей героини подрос список ролей, больших и маленьких, разных.

Самокритика

К себе актриса Ольга Тищенко относится весьма критично. Оценивает строго, но и цену знает. Об Офелии и Джульетте в год 50-летия не мечтает, понимает: что ушло, то ушло. Но флер некой недооцененности, как, наверное, любая актриса, ощущает. Хочется ролей, да! Хочется играть! Хочется воплотить то, чего еще не было, раскрыть то, что не заметили, не разглядели в ней. Не по шаблону, не по привычному сценарию, а что-то выше, тоньше, на сопротивление, на разрыв аорты!
В списке Ольги больше 50 ролей. Каждая – по максимуму, с удовольствием, азартом. Зрителям полюбилось ее амплуа: этакая лиса Алиса, мощная, громкая, сильная, экстравагантная, требующая, властная женщина. Но, Ольга, понимая и давая себе отчет, что в репертуарном театре актер не выбирает себе роли сам, все же сожалеет, что это «амплуа» к ней приросло не по ее воле, что это некоторый режиссерский стереотип восприятия. Если надо ярко – громко и гротескно – это Ольга. А она с любовью и трепетом отмечает другие свои роли – трогательные, нежные, глубокие, с переворотами, те, что даются не просто, те, работая над которыми, душа трудится, плачет и сердце рвется пополам. Хвеська в «Панночке», Даша в «Ревности», Юкия Садаякко в «Дневнике гейши», из последних – Женщина в «Идеальной жертве»…
Ольга Тищенко не знает слова «попробую». Если надо сделать – сделает: напишет зонги для спектакля, сценарий для игровой программы, оштукатурит дома стены, срежиссирует действо. Принцип – глаза боятся, а руки делают – про нее.
Актриса еще и рисует, вообще любит что-то мастерить руками. В ее доме многое сделано «очумелыми ручками»: от рамок для картин, до столов и стульев в технике декупаж. Она может сшить мягкую игрушку и собрать авторское украшение. Признается: «Нахожу творчество во всем. Нет возможности реализовать себя на сцене – придумаю себе занятие, за которое раньше не бралась, и сотворю красоту на пустом месте».

Отцы и дети

У Ольги Владимировны взрослая дочь Алиса, которая окончила художественное училище. Она дизайнер по образованию. Алиса, этим все сказано! «Я так рада, что она у меня есть, что она чудесная девушка, необыкновенно добрая, очень творческая. Получилось воспитать хорошего человека – это такое счастье!» – говорит актриса.
Любимый мужчина тоже рядом, хоть и пришлось его поискать, дорога друг к другу была долгой и непростой. Ольга шутит: «Он герой, принял меня, ненормальную, полностью, такую, какая я есть, и любит всем сердцем. И это взаимно!» Супруг Андрей в силу профессии от театра далек, но никогда не отказал в просьбе «проверить» текст, ровно как никогда не ворчал по поводу отсутствия горячего ужина на столе, когда у Ольги спектакли и она не успевает управиться с домашними делами.
Ольге многое известно про отцов и детей. Ее театральный выбор семья не одобрила. Папа, блестящий хирург, долгие годы считал ее профессию блажью. Больше всего расстраивало родителей, по мнению Ольги, то, что она, домашняя девочка, сама выбрала свою судьбу, уехала из дома и не вернулась, ослушалась родительского слова и поступила по-своему. Под конец жизни отец смягчился и даже хвастался успехами дочери в ординаторской. Мама жалела дочь, расстраивалась, что актерам платят так мало и что долго не получалось наладить семейную жизнь. Потом тоже приняла ее выбор как свершившуюся данность и, приезжая в Орел, всегда приходила на Ольгины спектакли.
Тем не менее, на вопрос, нужно ли слушаться родителей, даже перед лицом дочери Ольга отвечает: «Если речь идет о сокровенном, если сердце говорит: «Вперед!», никого не надо слушать, только свой внутренний голос. Поступив по совету других – предашь себя. Никто не может за тебя самого принимать самые важные решения. Ошибиться не стыдно. Стыдно не попробовать быть собой».

Похоже, что на данном этапе жизни у Ольги Тищенко все задуманное получается. Она на своем месте и в жизни, и в театре. Ее любят зрители и с уважением относятся коллеги. Главное, сквозь призму пяти десятков лет она четко видит, что все люди изначально чисты, взаправду созданы для счастья и любви и всегда заслуживают шанс стать лучше самих себя вчерашних.