Театральная летопись равно линия судьбы

2019-12-10

Автор: Инга Радова, фото Олеси Суровых

21 ноября исполнилось 75 лет Николаю Евгеньевичу Чупрову. Заслуженный артист РФ, актер Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева, лауреат Тургеневской премии, премии семейных симпатий потомков графа С.М. Каменского, первый заместитель председателя и художественный руководитель творческих программ Орловского отделения Союза театральных деятелей, Николай Евгеньевич 57 лет отдал служению русскому театру, из которых 31 год – орловской сцене.



«Мы длинной вереницей идем за Синей птицей…»

Его дорога к вершинам профессионального мастерства отнюдь не устлана розами. Никто в семье профессионально не был связан с искусством, жили бедно. Отец мальчика пропал без вести на фронте, тяготы послевоенной жизни легли на плечи матери. Но все же, по словам Николая Евгеньевича, он с детства знал, что станет актером. Откуда взялась такая уверенность – неизвестно. Это тайна вложенного в человека дара, из которого прорастает его предназначение, его конкретная жизненная задача.
Второклассником он пришел в кружок «Художественное слово» – младшую группу драматической студии Дворца пионеров города Кургана. Сознательно или интуитивно, но юный Коля сделал первый судьбоносный выбор: та памятная студия стала местом силы, сказочным театральным Хогвартсом, открывшим актерский талант мальчика, давшим путевку в жизнь. Его первым педагогом стала руководитель драмкружка Анна Лазаревна Шлейпак, в прошлом актриса, человек увлеченный, отдававший все силы профессии и ученикам.

Первая роль Чупрова – Принц в спектакле «Снежная королева». Символично, что актер дебютировал не в актовом зале Дворца пионеров, а на сцене Курганского областного драматического театра, в труппу которого он войдет некоторое время спустя.
Помимо драматической студии мальчик посещал множество других кружков, играл в струнном и духовом оркестрах. Был горнистом, барабанщиком и спортсменом. Несмотря на то, что главными бедами послевоенной школы были крайняя бедность и преступность, старался противопоставить этой стороне жизни другую – светлую и вдохновляющую. Раз и навсегда став на сторону добра, он следовал созидательному импульсу.

Занимался саморазвитием. Столичные музеи и театры были вне досягаемости. Рубль на кинематограф еще нужно было заработать, а книг дома не осталось. Точнее, после наводнения 1947 года сохранилась одна – «Собор Парижской Богоматери». Так мальчик стал активным читателем детской библиотеки имени Гайдара.

Более полутораста ролей

В 1962 году, после окончания школы, Николай Чупров поступил в театральную студию Курганского драматического театра. Удивительно, но через несколько месяцев мастер предложил Николаю позаниматься с учащимися студии, так как актерское образование, полученное юношей в драмкружке Дворца пионеров, оказалось на редкость качественным.

Через год Чупров был зачислен в труппу Курганского драматического театра, где прослужил три года. Николай Евгеньевич рассказывает, что старшее поколение приняло его «очень бережно». Актеры заботились о преемственности, о том, чтобы высоко поднятая профессиональная планка как минимум не умалялась, а предпочтительно, благодаря таланту и профессионализму молодых актеров, взлетела еще выше.
Один из первых спектаклей Николая Евгеньевича – «Власть тьмы» Льва Толстого. Тогда впервые его имя вписали в программку: «жених Акулины – Н. Чупров». Роль была без слов, но уже появилось внутреннее ощущение сопричастности театру, кровного сродства, счастливой взаимности. Спустя много лет актер вернулся к Толстому: теперь он играет Акима – отца главного героя.

Покинув Курган, Чупров девять лет проработал в Государственном русском театре им. Горького в Нальчике, затем был драматический театр в Петропавловске. В Орел Николай Евгеньевич приехал по приглашению художественного руководителя Орловского государственного академического театра им. Тургенева Бориса Голубицкого. Первым спектаклем на орловской сцене стали «Нелепые истории» по Василию Шукшину.
Как представитель русской актерской психологической школы, уважающий традиции, при этом открытый новому, он не стремится оказаться в авангарде эпохи: у него собственные взгляды по принципиальным вопросам искусства, культуры и общественной жизни.

Актерские работы Николая Чупрова находят отклик в сердцах зрителей от мала до велика и высоко оцениваются экспертным сообществом. Список их давно перевалил за полторы сотни, приведу лишь некоторые: Степан Степанович в «Мандате» и Подсекальников в «Самоубийце» Н. Эрдмана, священник в «Человеке из Ламанчи» Д. Вассермана, Губарев в «Дыме» И. Тургенева, Восьмибратов в «Лесе» А. Островского, Афанасий Иванович в «Старосветской любви» Н. Гоголя, Виктор в «Цене» А. Миллера, Глов-старший в «Игроках» Н. Гоголя и многие другие.

«… и пусть никто не уйдет обиженным»

Четверть века Николай Евгеньевич сотрудничает с Орловской государственной филармонией, где в качестве режиссера ставит музыкальные спектакли для детей. Он режиссер Орловского городского центра культуры. Работая над постановкой детских мюзиклов и сказок, Чупров не раз использовал музыкальный материал местных композиторов. Выгода двойная: успешный спектакль и поддержка, популяризация творчества орловских музыкантов.

На посту первого заместителя председателя Орловского отделения Союза театральных деятелей Николай Евгеньевич не чиновник-функционер – он человек слова, искренен в желании помочь общему делу, строг к себе, беззаветно предан театру. Чупров относится к тому редкому типу людей, о которых говорят: «С ним можно в разведку пойти».
Никогда не перекладывает груз ответственности на чужие плечи: «Это моя жизнь, моя работа, а раз это мое, то я готов посвящать решению конкретных проблем двадцать часов в сутки. Не важно, воскресный ли день или праздничный, я могу ответить на любые вопросы», – говорит Николай Евгеньевич.

Един во множестве лиц

Природа актерства непостижима: актер, словно птица Феникс, ежедневно рождающаяся с восходом солнца и умирающая в пламени вечерней зари, сегодня погибает в одной роли, чтобы завтра возродиться в другой.

Про людей искусства часто говорят: «Он не от мира сего». И правда: рассуждая о сущности красоты, о предназначении искусства, о миссии художника и его творческом самоутверждении, мы пребываем в сфере идеализма. Так и актер живет и действует, будто в нескольких мирах-антагонистах. Поэтому любой его портрет будет не точен: актера надо искать в театре, стараться понять его душу через его роли.

К счастью, спектакли с участием Николая Евгеньевича Чупрова постоянно идут на сцене Орловского академического театра им. И.С. Тургенева. А в декабре ожидается премьера по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
От лица зрителей и коллег хочется сердечно поздравить Николая Евгеньевича с юбилеем и пожелать ему долгих, счастливых лет жизни, крепкого здоровья и новых интересных ролей. Особенно тех, о которых давно мечталось.