Театры Орла уходят на каникулы

2010-07-04

Автор: Ольга Захарова

В прошлый четверг на сцене «Свободного пространства» прошел последний спектакль этого театрального сезона. Закрытие совпало с выпуском актерского курса.



Двойной праздник

В качестве финального аккорда был выбран спектакль «Марьино поле» – премьерная постановка этого сезона по пьесе современного автора Олега Богаева. Кроме него 33-й театральный сезон подарил зрителям еще четыре новых спектакля: «Любофф» по пьесе Мюррэя Шизгала (режиссер А. Михайлов), «Белое на черном» Рубена Гальего (режиссер Г. Тростянецкий), «Алкеста» по одноименной трагедии Еврипида (режиссер А. Михайлов) и, наконец, дипломный спектакль студенческого курса «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха (режиссер Валерий Лагоша).

Подводя итоги сезона, художественный руководитель «Свободного пространства» Александр Михайлов назвал две главные его особенности. Одна из них – I Международный театральный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDY», прошедший на сцене театра в начале лета. Вторым знаменательным событием уходящего театрального года стал выпуск актерского курса, который орловский ТЮЗ в течение пяти лет готовил вместе с ОГИИК.

За день до финального спектакля теперь уже бывшие студенты сдавали госэкзамен, за результат которого переживал и сам курс, и преподаватели. У постоянно занятых на сцене «Свободного пространства» молодых актеров было совсем мало времени на подготовку. Тем не менее, все 11 человек выдержали испытание на «отлично».

– Теперь наши ребята получили право считаться дипломированными специалистами. Сегодня в этом зале присутствуют педагоги, приехали родители наших выпускников, и мы с радостью поздравим ребят, – отметил Александр Михайлов.

И, действительно, не успела публика бурными искренними аплодисментами выразить эмоции, подаренные пронзительным спектаклем «Марьино поле», на сцене появились виновники торжества, устроив настоящий праздничный «капустник». Совсем еще молодые актеры и актрисы слушали наставления учителей и отвечали музыкальными театральными номерами, много раз говоря спасибо тем, кто был рядом столько лет. Вместе с педагогами выпускников поздравили «знатоки белой, красной, зеленой и других магий», а по совместительству ведущие актеры «Свободного пространства» Игорь Нарышкин, Николай Рожков и Алексей Кондрахов.

С премьерой – на Кипр

Выпускные экзамены позади, и вчерашние студенты – уже часть труппы любимого многими орловцами театра. Однако закрытие сезона вовсе не означает начало каникул для актеров. Орловские зрители до осени прощаются с театром, но впереди у ТЮЗа встреча со зрителями… греческими! Именно туда, на фестиваль античной драмы, труппа «Свободного пространства», единственная в России, приглашена со спектаклем «Алкеста».

– Материал этот, конечно, не легкий. К тексту произведения сначала нужно внимательно прислушаться, понять его, – делится ощущениями выпускник, а теперь актер «Свободного пространства», играющий в «Алкесте», Александр Сапожников. – Возможно, спектакль нужно было сделать в более комическом плане, все-таки античная драма понятна в современном мире не всем. Но то, что наш спектакль оценили на родине Еврипида и пригласили на фестиваль, наверное, тоже о чем-то говорит и, конечно, безумно приятно.

Многие роли в античной драме, поставленной в современном театре, играют вчерашние студенты. И в день их выпускного праздника, в день, завершающий 33-й сезон, мы пообщались с главным педагогом актерского курса, одним из ведущих актеров «Свободного пространства» Валерием Лагошей.

Актёр – царь и бог

– Валерий Евгеньевич, скажите несколько слов о завершающемся сезоне. Каким он запомнился?

– Редкость, когда в каком-либо театре России бывает столько премьер. Как правило, одна-две – это уже праздник. У нас же от пяти до восьми премьер – обычное дело. В этом сезоне мне нужно было заниматься дипломными работами моих подопечных, и я не очень активно принимал участие в самом репертуаре. Зато дипломный спектакль, с уверенностью могу сказать, удался.

– Вы говорите о спектакле «Калека с острова Инишмаан», который сами же поставили. Почему возникла идея взять именно его в качестве дипломного для выпускников? И как работу приняла публика?

– Во-первых, автор очень хорош и очень популярен сейчас во всем мире. Я, когда прочитал несколько пьес, предложенных мне Михайловым на выбор, настолько проникся этой… Обычно как выбираешь: если ты сам хочешь это сыграть – значит, можно предлагать. Я сразу понял, что в этом спектакле хотел бы сыграть сам. Пришел к ребятам, прочитал, эффект был абсолютно тот же самый, мне моментально стало понятно, что мы нашли взаимопонимание. Каждый раз ребята приходили на репетиции с какими-то новыми идеями, мы много разговаривали, много двигались, вместе привносили в работу какие-то интересные находки. Но главное, почему мне кажется, что спектакль получился: я не делал никаких режиссерских изысков. В силу того, что это студенческий спектакль, я «вытаскивал» из актеров то, что живет внутри каждого из них. Ребята очень живо на это отозвались.

Один известный режиссер когда-то сказал: самый лучший спектакль – это тот, когда люди на сцене просто рассказывают историю. Любую человеческую историю нужно «вытащить» из актера. Ведь в любом случае на сцене актер – царь и бог. Какой бы не был режиссер, если актер не раскрывается, хоть в лепешку разбейся, а эффект будет нулевой. В результате слёз, истерик и т.д. мы все же пришли к достойному завершению: многие зрители, выходя из зала, называли впечатление от спектакля одним из самых ярких за последние несколько лет.

– Как вам «роль» педагога? Намного сложнее традиционных театральных ролей?

– Я, честно говоря, не понимаю, что такое работа педагога. У меня были замечательные педагоги, но я их никогда так не называл. Я их называл мастера. То, что у них было, они отдавали до конца, и сами настолько в это погружались!

– Значит ли это, что вы тоже в большей степени делились со студентами опытом, нежели пытались чему-то научить?

– Для меня даже понятие «делиться опытом» – какая-то хрестоматийная вещь. Я прихожу и начинаю играть, работать, думать вместе с ними. Ухожу – и еще полночи думаю. Возвращаюсь с идеями, и вместе мы над ними размышляем. Это работа команды.

Умение терзать и добиваться

– Расскажите немного о курсе. О тех людях, которые сегодня перестали быть студентами, стали полноценными актерами.

– Да, то они были дети, а теперь подростки. Когда ребята только были набраны, впечатление сложилось самое обычное. Сейчас уже я провел две консультации с новыми абитуриентами – они безумно похожи на тех, которые выпустились сейчас. Они такие же, как все люди на улице, с тем же лексиконом, с теми же интересами, ночными клубами, друзьями, прогулками. Невооруженным глазом было видно – нет среди них гениев. Шаг за шагом, постепенно, и, к своему удивлению, мы увидели такие фантастические превращения! К примеру, Артем Исаков совсем недавно стал лучшим молодым актером по итогам международного театрального фестиваля в Могилеве. Мы никак такого не ожидали. Девчонки были абсолютно раскоординированные, немузыкальные, со слухом, голосом и чувством ритма проблемы. Теперь все они делают кульбиты, кувырки, сидят на шпагатах, у них совершенно иначе строится мировоззрение. Словом, курс удался. У нас вышла отличная команда, каждый в которой – творческая индивидуальность. Все ребята, бесспорно, будут очень полезны в театре.

– Валерий Евгеньевич, скажите несколько напутственных слов вашим вчерашним ученикам. Что вы пожелали бы начинающим актерам?

– Да, наверное, главное, чего могу им пожелать – сохранить дух, который присутствовал в каждом из них на протяжении пяти лет. Теперь им придется работать несоизмеримо больше, даже несмотря на то, что пока они будут играть в этом театре, рядом будем находиться мы, будем помогать по мере возможности. А потому еще хочу пожелать работоспособности, здоровья и умения репетировать. Я всегда говорил студентам: если ты умеешь репетировать, умеешь биться в истерике, а на следующий день снова приходить, терзать себя, терзать режиссера и добиваться результата – тогда ты состоялся.