Территория опережающих надежд

2021-05-05

Автор: Виталия Румянцева

Федеральные эксперты проанализировали итоги работы особых экономических зон (ОЭЗ). В ряде регионов, в том числе и на Орловщине, результаты малоутешительные: бюджетные расходы на создание специальных налоговых режимов оказались, мягко говоря, бессмысленными. Полученный выхлоп в два завода едва ли стал действенным инструментом поддержки экономики.



Карт-бланш

В мировой практике ОЭЗ – один из эффективных инструментов развития, драйвер для привлечения инвестиционных вложений. На своем примере это успешно доказывает Китай. В нашей стране такие зоны начали создаваться с июля 2005 года по указу Владимира Путина. Успешными в этом вопросе стали Липецкая, Калужская и Тульская области.
Орловский путь к особой экономический зоне был долгим. Правительство региона пыталось реализовать проект еще в 2017 году. Однако в этот период Счетная палата РФ по просьбе администрации президента провела проверку действующих ОЭЗ. Данный экономический инструмент признали «крайне неэффективным». На создание новых зон наложили мораторий, сняли который только в 2018 году. Орловские чиновники воспользовались «зеленым светом», и в 2019-м Минэкономразвития России одобрило создание ОЭЗ «Орел» промышленно-производственного типа во Мценском районе.

Орел не взлетел

Планы на «Орел» были грандиозные – привлечь не менее 16 резидентов. На деле же в ОЭЗ зашли всего два игрока вместо ожидаемых шестнадцати. В 2020 году статус резидента особой экономический зоны был присвоен компании «РК-Премикс» с инвестиционным проектом строительства производственно-складского комплекса (объем инвестиций 263,5 млн рублей, 20 рабочих мест). Вторым резидентом стала компания «Агрос» с инвестиционным проектом строительства мельницы помола пшеницы с механизированным складом для хранения зерна вместимостью 40 тыс. тонн (объем инвестиций 800 млн рублей, 20 рабочих мест).
Увы, Орловщина, в отличие от Липецка, где из более чем 60 участников половина – компании-резиденты с иностранным капиталом из Германии, США, Китая, Швейцарии, Японии и т.д., так и не стала магнитом для инвесторов. Почему же они смогли, а мы нет? По мнению экономиста-аналитика Ольги Бодровой, среди плюсов Липецка – поддержка реализации проекта от бумаги до запуска на местах, на практике работающие налоговые льготы и сговорчивые региональные власти, а также удобная инфраструктура. У нас же туго как минимум с мощностями. Речь идет о нехватке электроэнергии для деятельности заводов. Не подведено достаточно коммуникаций – газо- и электросетей.
Как отметили в конце апреля на инвестиционном совете в администрации области, для создания нормальных условий функционирования бизнеса в ОЭЗ требуется на 400% увеличить объем подачи газа. Речь заходила и о необходимости «максимально обеспечить особую зону питьевой водой – она необходима для перерабатывающих производств.
Неудивительно, что Орловская область теряет инвестиционную привлекательность, оказавшись в конце списка среди регионов Черноземья в рейтинге субъектов РФ с минимальными инвестиционными рисками. Такие данные следуют из исследования российского рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Лидером же, что вполне логично, стала Липецкая область.

Надейся и жди

Впрочем, в Корпорации развития области (структура курирует ОЭЗ) уверены, что не все потеряно. Еще немного, еще чуть-чуть – и найдется инвестор, который построит шикарный завод. Да не один, а целых шесть. Но пока они, как и обещанные ранее шестнадцать резидентов, только потенциальные – «МясПром» с производством сухого молока, «ПИНЭКО» (переработка гороха), «ОрелХимФарма» (производство медицинской спиртосодержащей продукции). Может быть, а может, нет…
«Показатели эффективности функционирования ОЭЗ предусматривают наличие к концу 2022 года не менее шести резидентов, создание ими не менее 78 рабочих мест и освоение инвестиций в сумме не менее 866,6 млн рублей. Для достижения этих показателей мы работаем с потенциальными инвесторами, которые могли бы использовать продукцию агропромышленного комплекса. Например, это может быть переработка зерна, гороха, молока», – говорит Николай Шин, гендиректор корпорации.
Чтобы завлечь инвестора, «в настоящее время Корпорация развития Орловской области работает над обеспечением резидентов ОЭЗ доступной электроэнергией, увеличением объемов других ресурсов (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), строительством дорог, организацией таможенной инфраструктуры». На эти цели в ближайшие четыре года из регионального бюджета области намерены выделить более миллиарда рублей.
В общем, планов, по исконно орловской традиции, громадье. «Надейся и жди… ведь все впереди», – приходят на ум слова песни. А что нам еще остается?

Эффекта нет

Федеральное правительство устало от бумажных обещаний и намерено провести очередную ревизию особых экономических зон, отмечая, что «процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от ОЭЗ не достигнут».
Счетная палата РФ и вовсе настойчиво советует Минэкономразвития ликвидировать неэффективные зоны, передают «Известия». Мол, 80% продукции, произведенной на территории ОЭЗ, реализуется на внутреннем рынке, а не на экспортном. Причем ее аналоги выпускаются и другими российскими предприятиями. Таким образом, резиденты ОЭЗ получили несомненное преимущество перед своими конкурентами, действующими в общем режиме налогообложения, указывают аудиторы. Эксперты пришли к выводу, что компании пользуются режимами зон не столько ради социально-экономического развития, что предусматривается соглашением о регистрации, сколько для минимизации собственных налогов.
В этой связи глава государства, продолжая реформировать институт ОЭЗ, предложил пересмотреть требования к их созданию. Общие критерии в наличии потенциальных инвесторов и их потенциальной готовности вложить средства президент намерен заменить на показатель «менее пяти реальных резидентов, готовых вложить 8 млрд рублей». Второе условие работы ОЭЗ – за десять лет реализации проектов частные инвестиции должны превысить бюджетные в пять раз (а не вдвое, как сейчас). При этом максимальная доля участия самого крупного инвестора будет не более 70% от общего объема заявленных инвестиций. Это «позволит ограничить создание ОЭЗ с высокорисковой структурой портфеля инвестпроектов».


Справка «ОВ»

В России функционирует 38 ОЭЗ в 31 регионе. Согласно IV рейтингу инвестиционной привлекательности ОЭЗ, подготовленному Ассоциацией кластеров и технопарков России при поддержке Минэкономразвития России, только 16 зон из 12 регионов по итогам прошлого года признаны успешными. Лидерами рейтинга стали крупные и давние промышленные преференциальные территории в Татарстане (Алабуга) и Липецкой области, технико-внедренческие площадки в Московской области (Дубна), Москве и Санкт-Петербурге. Все были созданы в 2005 году.