Традиция писать сочинения

2021-04-22

Автор: Ксения Азаренкова

15 апреля одиннадцатиклассники всей страны пытались справиться с первой предвыпускной трудностью жизни – написанием итогового сочинения, допускающим к сдаче ЕГЭ. О том, каково пришлось юным орловцам на экзамене, какие темы выбирали и как будет оцениваться их труд, а также о традиции написания такой работы более ста лет назад – в материале «ОВ».



Стандарты-2021

15 апреля в Орловской области 3115 выпускников школ писали итоговое сочинение (изложение), которое станет допуском к ЕГЭ. Экзамен проходил на базе 207 образовательных учреждений. На выполнение работы отводилось 3 часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность написания увеличили на 1,5 часа.
Кстати, дети с ограничениями по здоровью вместо сочинения могли выбрать изложение. Этим правом воспользовались в этом году 10 одиннадцатиклассников, а также 69 выпускников образовательных организаций при исправительных учреждениях.
В качестве направлений заранее были предложены следующие: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». А вот какие темы были объявлены экзаменуемым ровно в десять утра 15 апреля: «Какого человека можно по праву назвать героем?», «Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Человека создает его сопротивление окружающей среде»?», «Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?», «Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?», «Какие черты моего поколения я считаю положительными?».

Героизм и критерии оценки

Как и в предыдущие годы, испытания прошли в штатном режиме. Ребята зашли в аудитории немного взволнованными, но потом успокоились, сосредоточились и обдумали темы, нашли близкую для себя и работали практически четыре часа без перерыва.
«В этом году школьники готовились к сдаче итогового сочинения систематически, в связи с перенесением сроков сдачи на апрель, что позволило больше времени уделить прочтению произведений о войне. Именно это объясняет популярность выбора ребятами первой темы. Раньше это было проблематично, так как ученики не успевали их прочитать до написания работы. В этом году им повезло: они успели познакомиться с В.Л. Кондратьевым, В. Астафьевым, Б.Н. Полевым и многими другими писателями, затрагивавшими тему героизма, что, несомненно, помогло на экзамене», – рассказала «ОВ» директор, учитель русского языка и литературы гимназии №16 Орла Анна Савостикова.
Те же, кто остановился на второй теме, размышлял о противостоянии обществу, общественному мнению, о том, как оно может сформировать личность. А вот остальные три темы интереса почему-то не вызвали или показались сложными – их выбрало незначительное количество школьников.
«Если сравнивать с прошлыми годами, то, на мой взгляд, испытание стало легче. По мнению детей, они с ним успешно справились», – считает Анна Борисовна.
Но об этом ребята узнают позже. Ведь результаты испытаний будут объявлены только 29 апреля. А пока много работы предстоит проверяющим.
Сочинения будут оцениваться по пяти критериям: соответствие теме, аргументация (привлечение литературного материала), композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Проанализировать, насколько самостоятельно школьники справились с написанием, как и в высших учебных заведениях, поможет такое новшество, как система антиплагиат.

Сто лет испытаний

Столетие назад не было никакого антиплагиата, от абитуриентов (так называли выпускников) требовались только грамотность, ясность и правильность языка, логичность планов. Сочинение по русскому языку тогда имело значение главного предмета на выпускных экзаменах. Неудовлетворительная оценка, полученная за работу, влекла за собой недопуск к остальным экзаменам испытаний зрелости.
Такие темы в начале прошлого столетия предлагались абитуриентам, например, Орловской гимназии: «Как влияет природа страны на образ жизни и культуру ее обитателей» (1900), «Патриотизм граждан – несокрушимая крепость народа» (1903), «Какое значение имеет поэзия для ума и сердца» (1905), «Значение идеалов в жизни человека» (1908) , «Талант, платя дань веку, творит для вечности» (Карамзин) (1909), «Влияние художественной литературы на образование и воспитание человека» (1910).
«Темы сочинений для гимназий до 1905 года присылали из канцелярий учебных округов, после революции их утверждал директор гимназии из числа представленных учителями. По завершении испытаний зрелости работы направлялись на рецензирование ведущим преподавателям словесности и/или приват-доцентам за счет средств гимназии, – рассказал «ОВ» Александр Еремин, старший научный сотрудник Орловского краеведческого музея. – Результаты рецензирования публиковались в ведомственной печати и влияли на репутацию учителей, поэтому они оказывали возможное содействие ученикам вплоть до того, что тема сочинения становилась известной ученикам раньше экзамена».
Абитуриенты XIX века охотнее писали сочинения на литературные темы, чем на исторические. Считалось, что в гимназиях изучение истории поставлено хуже в сравнении с русской словесностью, а исторические темы удваивали сложность. Еще труднее для гимназистов были так называемые отвлеченные темы. «Чтобы удовлетворительно написать на такую тему, – писал автор «Журнала Министерства народного просвещения» в 1908 году, – нужна большая предварительная подготовка, нужно выработать умение излагать последовательно свои мысли…».
Провал на сочинении был страшным сном любого ученика. На кону стояло зачисление в университет. Документы о полученном образовании давали особые преимущества. Так, аттестат гимназии позволял поступить в университет без вступительных экзаменов. Правда, в высшие специальные учебные заведения предстояло пройти еще и конкурсные испытания.
Школьникам XXI века итоговое сочинение позволяет получить десять дополнительных баллов при повторном оценивании экспертами вуза (но только те учебные заведения, которые имеют высшие рейтинги).


Татьяна Крымова, руководитель департамента образования Орловской области

Задача выпускника – продемонстрировать зрелость своего характера, умение выражать свои мысли, аргументировать, и поскольку сочинение литературоцентрично, то, аргументируя свою позицию, выпускники обязательно должны использовать примеры из литературы.