Тренды в строительстве

2024-01-24

Автор: Елена Деева, фото ГК ОДСК

Последние годы характеризуются внедрением множества интересных трендов в строительной отрасли. Благодаря современным методам и материалам возводить дома становится быстрее и проще, а вот привлечь клиентов, которые уже привыкли к разнообразию, все сложнее. За покупателя надо бороться, считают застройщики и стараются заинтересовать их все новыми «бонусами». О том, какие новшества стали реальностью уже сейчас, а какие только начинают набирать обороты, в интервью «ОВ» рассказала заместитель руководителя коммерческого департамента ООО «ОДСК» Татьяна Борисова.



Нет четкой границы

– Татьяна Владимировна, какие тренды ждут рынок новостроек в ближайшие годы в различных классах – от дешевых до дорогих?
– Здесь можно выделить три основных тренда. Первая тенденция – это перетекание, так сказать, формирование подсегментов между классами стандарт (он же эконом), комфорт, бизнес и элит. Что имеется в виду? Пока нет четкого определения по поводу того, какими продуктовыми характеристиками они, по сути, должны отличаться. Для каждого региона, компании они свои. Но уже наметилась тенденция, когда из более высокого класса застройщики берут часть элементов для более низкого.
– Можете привести примеры?
– В нашем случае мы на своих объектах вводим в классе стандарт или эконом колясочные, лапомойки, расширенное благоустройство. По сути, эти элементы всегда формировали класс комфорт, а мы их объединяем. Так делают и другие застройщики. К примеру, тот же проект на улице Неделина в Липецке имеет крытую парковку и эксплуатируемую крышу, больше свойственные не для класса бизнес-лайт, к которому он относится, а для бизнес-сегмента, сам дом, кстати, категории комфорт.
Так вот про тренды. На самом деле все сегменты будут развиваться, просто они станут постепенно перетекать из класса в класс, формируя подсегменты. И сами классы тоже будут развиваться. Таких промежуточных моментов будет много. Для чего это нужно? Для того чтобы люди выбирали уже по тем продуктовым характеристикам, которые им удобны.

За пределы территории

– А какие еще направления можно отметить?
– Второй момент – это серьезное развитие рынка ИЖС, таунхаусов, загородных коттеджных поселков, малоэтажного строительства. Когда застройщики могут предложить расширенные продуктовые линейки.
Почему это тренд? Со временем будет формироваться следующая ситуация. Внутри города, где уже существует плотная застройка, формировать кварталы станет труднее. Лет через 10–15 останется только точечный вариант застройки – территории под бывшими заводами, промзонами, складами. Но эти земли еще надо перевести, обработать и сделать. Под застройку будут браться и земли по КРТ (комплексное развитие территории), которые дает администрация. Но там другие проблемы: помимо протягивания сетей, нужно еще снести аварийное жилье, расселить людей, соблюсти сроки – это дополнительные трудовые ресурсы и расходы. Так вот, некоторым застройщикам проще заняться строительством загородного жилья.
– Татьяна Владимировна, третий момент тоже связан с выходом за территорию?
– Отчасти да, а также с демографическим спадом, произошедшим в 90-х. Уже к 2033 году клиентов станет гораздо меньше, они будут в более серьезном возрасте. Для покупателей это будет уже не первое жилье, а значит, они станут избирательнее: захотят иметь рядом с домом места для занятий спортом, парковую и прогулочную зоны, инфраструктуру. То есть начнет действовать тренд, который уже и сейчас прослеживается: требования клиентов выходят за пределы квартиры. Это будет относиться к озеленению, велодорожкам и даже тренажерам, которые стоят на придомовой территории.
Тренд коснется как застройщиков из развитых регионов, где сейчас высокая конкуренция, так и из менее успешных. Со временем будет формироваться четкое отношение к потребностям людей. Иначе застройщик просто уйдет в сегмент чистого эконома и ему придется демпинговать.

Уменьшать не планируется

– Как считаете, площади квартир в будущем вырастут или уменьшатся?
– Понятие площади относительно. Все идет из старой застройки, когда в домах советских времен двухкомнатная квартира была около 50 «квадратов», а трехкомнатная –50–60. Почему люди хотят больше площади? Потому что старая планировка была неэргономичной, жильцам не хватало полезной площади. Были большие, но неудобные коридоры, где некуда было поставить шкафы, и маленькая кухня, но при этом огромнейшие 19- «квадратные» залы.
Сейчас застройщики даже на региональных уровнях начали работать с эргономикой помещения. Перед тем как выпустить квартиру, проектировщик и продуктолог проверяют, как можно расставить мебель, как будут храниться вещи, нужна ли в этой площади кладовая, используют ли клиенты террасы в качестве отапливаемой или неотапливаемой дополнительной комнаты. Поэтому сейчас вопрос об уменьшении площади квартир не стоит. В данный момент застройщики работают с разными видами планировок, что соответ,ствуют покупательской способности. В целом клиентов устраивает площадь.

С отделкой и сервисом

– Квартиры с отделкой – чего ждать от этого направления, что будет двигать тренд?
– Сейчас люди хотят все и сразу, многие не желают тратить время на ремонт, подбор мебели. Квартиры с отделкой, с новыми вариантами комфорт, комфорт плюс, «вайт бокс» с теплыми полами пользуются спросом, а значит, этот тренд останется с нами надолго. Однако застройщику нужно серьезно заниматься этим направлением, продумать реализацию дизайнерских ремонтов, варианты частичной или полной меблировки.
Кроме того, девелоперы в будущем захотят заниматься, скажем так, околоквартирным сервисом, то есть развивать услуги сервиса постпродаж. Так, сервисные подразделения или ЖЭК, например, которые могут входить в группу компаний, в состоянии заниматься установкой сантехники, проводкой электрики, подключением какого-то оборудования, мелким ремонтом. Я бы рекомендовала и дальше развиваться в этом направлении: рынок сужается, а за счет таких услуг можно расширять средний чек.