Трудности понимания

2021-11-19

Автор: Валентина Панеят

Как родителям понять своих детей? Что скрывается за детской агрессией? Как за требованием «Купи!» распознать сигнал SOS от ребенка? Почему так важно не пропускать семейные ужины? Ответы на эти часто задаваемые вопросы в интервью «ОВ» дает Наталия Ремизонцева, педагог-психолог.



Пусть мама услышит

– Наталия, в этом году нашу страну потрясли акты агрессии школьников: подростки в Перми и Казани расстреливали одноклассников и педагогов. А в Орле 13-летний мальчик выложил в соцсетях пугающий пост, пообещав, что завтра в школе покажет «кто тут бог», и сопроводив текст картинкой, на которой изображено ружье. По традиции, эти выходки списали на зависимость от компьютерных игр и соцсетей. Так ли они виноваты?
– Причины нужно искать не в компьютерных играх (хотя «стрелялки», несомненно, негативно влияют на психику даже взрослого человека), а в семье. Часто агрессия является реакцией человека на жизненные трудности или неудачи, способом преодоления препятствия и достижения цели.
Например, ребенок – интроверт, ему трудно общаться и с родителями, и со сверстниками. В подростковом возрасте ему понравилась Маша. Но она не хочет гулять с замкнутым парнем. Агрессия становится следствием неумения выстраивать общение и способом привлечения внимания Маши. Эти проблемы можно было бы устранить, если бы ранее родители проявили беспокойство и обратились за профессиональной помощью.
– Насколько остро, на ваш взгляд, сегодня стоит в Орле вопрос оказания этой помощи детям?
– В стране в целом и в нашем провинциальном Орле в частности вопросам психологического здоровья детей, школьников и дошколят, мало уделяется внимания. Зачастую и родителей, и учителей волнует только успеваемость. Скатился на двойки – ведут к репетиторам, редко – к психологу. Но за плохими оценками нередко стоят главные современные детские проблемы – неумение выстроить общение, нехватка внимания со стороны родителей, недолюбленность, недопонимание.
Приведу пример. Ко мне на занятия пришли мама и дочь. Причина посещения, как вы наверняка догадались, в неуспеваемости. Во время беседы обратила внимание, что девочка постоянно оговаривается с родителем. Но со мной ведет себя уважительно, открыто и отзывчиво. Во время общения на эту тему ребенок пожаловался: «Мама не понимает меня». А оговорки – это попытка быть услышанным. Они стали тревожным звонком, сигнализирующим о многолетних неналаженных близких эмоциональных связях между матерью и дочерью. Сейчас работаем над тем, чтобы научить маму, которая так и не смогла самостоятельно найти подход к ребенку, общаться со своей уже достаточно взрослой дочерью.

Зрите в корень

– Нужно ли вводить в обязательном порядке психологов в детском саду и школе?
– Да, да и еще раз да. И в саду, и в школе. Отмечу, что у нас, в Орле, во многих садах есть такая ставка.
Моя знакомая работала психологом в детском саду, но ушла. Почему, спросите вы. В детских садах психологов часто воспринимают как подмену воспитателям. Это не дает нормально работать с детьми, работать над корректировкой их поведения, помогать решать их маленькие проблемы, например, преодолевать страхи, справляться с тревожностью. Ты видишь проблему Маши или Саши, но у тебя не остается времени на основную работу. Именно поэтому вакансия психолога зачастую остается незанятой, а детские проблемы – нерешенными и перекочевавшими в школьный, а затем во взрослый период.
– И таким «трудностям родом из детства» у вас тоже есть примеры?
– Давайте рассмотрим самый распространенный, который по факту может являться настоящим сигналом бедствия ребенка как школьного, так и дошкольного возраста. И без педагога-психолога вы бы на этот сигнал не обратили внимания. Речь идет о ежедневной назойливой фразе «Купи-купи!».
Детям (как, впрочем, и взрослым) нравится, когда к ним относятся с уважением. Серьезное, без насмешек и упреков, рассмотрение просьбы может иногда оказаться для ребенка важнее, чем приобретение конкретной вещи. Вашей дочке, будь ей пять лет или пятнадцать, может статься, совсем не нужно новое платье, ей необходим вопрос от мамы: «Давай порассуждаем, зачем тебе эта покупка». То есть немного маминого внимания. Дети не всегда говорят: «Купи!», желая приобрести конкретную вещь. Вероятно, ребенку в данный момент надо нечто, что невозможно описать словами: поддержка или сочувствие, внимание или поощрение. Постоянно повторяющееся настойчивое «Купи!» – это своего рода сигнал SOS, который ребенок посылает родителям в надежде, что они поймут и помогут изменить ситуацию.

Ближе друг к другу

– Какие еще советы психолога вы бы дали родителям, чтобы они смогли вовремя заметить и предотвратить психологические проблемы детей во время взросления?
– Вы удивитесь, но совершенно простые вещи, доступные каждому родителю, помогают избегать серьезных проблем. Первое – любите ребенка, дайте ему уверенность в том, что его любят, независимо от его школьных, спортивных и творческих успехов и достижений. Только так мы имеем шанс вырастить психологически и физически здоровых детей.
Второе – интересуйтесь жизнью ребенка не только в рамках школьной успеваемости. Вы бы знали, какое количество проблем, включая случаи детского суицида, можно было бы предотвратить, поинтересуйся мама, папа, бабушка или дедушка, что любит смотреть в соцсетях их чадо, с кем оно дружит, на какие страницы подписано и кто подписан на него. Беседуйте ежедневно. Львиную долю проблем психологи выявляют именно в беседе с ребенком.
Третье – обязательно ешьте вместе. Поверьте, за совместными трапезами, особенно за ужином, вскрываются самые страшные детские тайны и проблемы. И находятся пути их решения.
И четвертое – заведите собаку, хотя бы самую маленькую. Ничто не помогает наладить контакт, как совместная неспешная прогулка, во время которой вы делитесь ежедневными событиями.
В общем, будьте ближе друг другу.