«Цифра» «хромает»?

2022-10-26

Автор: Надежда Алексеева

Миллиарды, активно выделяемые в последнее время на информатизацию сферы образования, расходуются порой нерационально, а конечный продукт новых технологий не всегда доходит до потребителя, например, сельского учителя или родителя из глубинки. Пример тому – реализация в Орловской, а также Брянской и Белгородской областях эксперимента под названием «Виртуальная школа». Плюсы и минусы новой информационной системы образовательных услуг анализировал «ОВ».



Сервис  дублерами

Что представляет собой «Виртуальная школа» (ИСОУ «ВШ», https://www.vsopen.ru)? Этот сервис задуман как единая дошкольная и школьная онлайн-база родителей, учащихся и учителей по всем учебным заведениям страны. Сайт включает в себя, например, такие разделы, как электронные дневник (в России действует несколько приложений, предлагающих аналогичные услуги) и классный журнал. Также с помощью системы мамы и папы могут подать заявление на поступление в детский сад или в первый класс и отследить его статус на всех этапах обработки. В этом вопросе «Виртуальная школа» дублирует функционал портала «Госуслуги».
Пока ИСОУ «ВШ» доступна только в трех регионах, включая наш. И, как заявляют федеральные чиновники от образования, регистрация здесь – дело добровольное.
Однако стоит отметить, что самостоятельно создать или удалить личный кабинет в «ВШ» ни ученик, ни родитель, ни порой даже классный руководитель не может. Эту функцию чиновники переложили на специально уполномоченных сотрудников школы (директора, завуча или методиста), нагрузка у которых, к слову, и так немалая. А тут еще эксперимент по «цифре» подвалил…
К слову, желающих добровольно принять в нем участие оказалось не так уж и много, как минимум на Орловщине. Поясню почему.

Вялотекущий спрос

По информации регионального департамента образования, в 2019 году в системе зарегистрировались только 1456 человек, спустя год эксперимента зафиксировано 8036 учетных записей. Такие скромные показатели на фоне общего количества орловских учеников (свыше 75 тысяч человек) вполне закономерны, ведь не каждый родитель и учитель, особенно в селе, имеет выход в интернет. Да и о каком повсеместном интересе к электронным дневникам и классным журналам может идти речь, когда в отдельных орловских школах до сих пор отсутствуют не только компьютеры, но даже теплые туалеты.
Однако столичные разработчики «цифры», видимо, нечастые гости в сельских глубинках, а местные чиновники о реальном положении дел в виртуальной орловской сфере, возможно, скромно умалчивают. Что ж, эксперимент запущен, деньги вложены, верхи ждут результат… а низы, увы, не могут обеспечить ни качественные (улучшение возможностей на селе для выхода в Сеть), ни количественные (реальный всплеск интереса у родителей к «ВШ») показатели… И что делать?

Выполнить и перевыполнить

Судя по всему, орловские чиновники, ранее не раз пойманные федералами на завышении показателей, решили применить излюбленную схему и в сфере образования. Иначе как объяснить тот факт, что едва начался учебный год, а педагоги чуть ли не сутки напролет в срочном порядке регистрируют личные кабинеты учеников и родителей? И, раздав логины и пароли, просят мам и пап хотя бы раз, видимо, для «галочки» в отчете, зайти в новые учетные записи.
Совпадение или нет, но в официальных местных СМИ и, возможно, в отчетах в столичные министерства появились красивые цифры: мол, на начало октября в Орловской области у родителей внезапно резко вырос интерес к электронным дневникам своих детей. В системе «ВШ» в нашем регионе оказалось зарегистрировано аж 94 638 пользователей.
Казалось бы, планы выполнены, а, возможно, и перевыполнены. И чиновникам пора отстать от и без того утомленных цифровым просвещением родителей («ОВ» уже рассказывал, как нелегко даются мамам и папам первоклассников онлайн-тесты на тему «Нейронные сети и коммуникации»). Но не тут-то было.

Бюрократический ад

На днях орловские педагоги потребовали от мам и пап как можно скорее зайти в «ВШ» другим способом – через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Проще говоря, с помощью подтвержденной учетной записи на госуслугах. Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а в классе, где учится мой ребенок, добрая половина родителей не то что не имела заверенного личного кабинета на госуслугах, но даже не была там зарегистрирована.
К слову, подтвердить личные данные в электронном формате – та еще задачка. Упомянутый портал, увы, частенько грешит внутренними сбоями: то данные паспорта не проходят, то СНИЛС, то ЗАГС не подтверждает онлайн выданное им же свидетельство о рождении ребенка. Вот и получается, что за процедурой иной раз стоят семь кругов бюрократического ада…
В этой связи невольно напрашивается вопрос: к чему такие сложности, когда у родителей уже имеются на руках логины и пароли для входа в «ВШ», над созданием которых трудился не один школьный коллектив? Как выяснилось, эти данные будут действительны только до декабря 2022-го, и продлить этот срок по непонятным простому обывателю причинам ну никак нельзя… Посему педагоги, подгоняемые директорами, а те чиновниками от образования, в срочном порядке просят родителей наладить через ЕСИА систему входа в электронные дневники. Которые, признаем честно, пока не особо востребованы на фоне привычных орловцам бумажных аналогов.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что я уже обзавелась подтвержденным личным кабинетом на портале госуслуг. Но вот зайти через ЕСИА в «ВШ» не получается: то «нет доступной рабочей зоны», то «аутентификация невозможна», то программа выдает «внутренний сбой».
С аналогичной проблемой столкнулись не только родители, но и педагоги, обязанные теперь регулярно заполнять электронные журнал и дневники учеников.
P.S. Справедливости ради стоит отметить, что сама задумка «ВШ» в рамках цифрового просвещения россиян неплоха. Но только в качестве дополнительного способа отслеживания успеваемости ребенка. И в добровольном, а не принудительном порядке. А также на базе хорошо отлаженного сервиса. Пока же цифровые эксперименты демонстрируют пусть и один, но довольно жирный минус: программа цифрового просвещения оторвана от российских реалий, особенно, как мне кажется, в орловской глубинке.


Справка «ОВ»

Как пояснили в региональном центре оценки качества образования, доступу через ЕСИА препятствует первая учетная запись пользователя (через логин и пароль). Поэтому школьному администратору необходимо ее удалить, а затем создать и «заверить» аккаунт педагога или родителя заново, но только после его входа на сайт через ЕСИА. При добавлении пользователя «ВШ» предложит администратору таблицу «Присутствующие персоны в системе». Из этого списка необходимо выбрать то имя, около которого стоит галочка в графе «ЕСИА», и нажать кнопку «Оформить».
Вам стало понятнее, дорогие читатели? Лично мне нет. Ясно одно: ответственный за «цифру», например, методист, ранее потративший время на создание логинов и паролей для входа учителей и родителей, проделал бесполезную работу. Теперь ему предстоит по требованию разработчиков до конца декабря удалить эти записи и внести заново все сведения, но уже с пометкой «ЕСИА».