Тургенев и композиторы – представители Орловщины

2019-07-11

Автор: Александр Бельский

«Для меня музыкальные наслаждения выше всех других», – признавался Тургенев. Вспоминаются волшебные строки Ивана Сергеевича о музыке композитора Христофора Лемма: «Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого… Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясенную счастьем любви; они сами пылали любовью». Тургенев всегда чутко и внимательно относился к творчеству композиторов, а они в свою очередь неимоверно интересовались его произведениями. Особенно посчастливилось тем, кто общался с великим писателем.



Чудесная опера и красивые романсы

И.С. Тургенев превосходно отзывался о творчестве великих композиторов М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова. Михаил Иванович Глинка (1804–1857) родился в селе Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской области. Жил в Орле в 1812 году.
Тургенев говорил о Глинке: «Он бывал у нас, когда мы жили вместе с братом, которого он, кажется, любил». Иван Тургенев и его старший брат Николай жили в столице в 1834–1835 годах. Иван тогда учился в Петербургском университете. Тургенев навестил Глинку в Берлине незадолго до смерти композитора. С его музыкой Тургенев знакомил своих друзей, находясь за рубежом.

Сохранился интересный отзыв Ивана Тургенева о партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила». Называя образ Людмилы прелестным, Иван Сергеевич пишет знакомой певице: «В этой чудесной партии Вы найдете все. Здесь и великолепная техника, столь желанная для многих певиц, жаждущих показать свою виртуозность и тем заслужить признание. Здесь и благодарный материал для подлинной актрисы». Тургенев подчеркнул национальный характер творчества Глинки: «Имя его не забудется в истории русской музыки – и, если суждено ей когда-нибудь развиться, от него поведет она свое начало».
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) родился в городе Тихвине. Мы, орловцы, с воодушевлением относимся к тому, что у Римского-Корсакова орловские корни. Его мать, Софья Васильевна, родилась в селе Троицкое (Скарятино) Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Верховский район Орловской области). Композитор с гордостью называл Малоархангельский уезд «родиной моих хороводов».

Тургеневу нравились его романсы. В письме к Полине Виардо от 20 февраля 1871 года он называл их красивыми. Восторженно отзывался Иван Сергеевич о первом акте оперы «Майская ночь»: «… прекрасный по грации, мелодичности».

Мелодекламации Аренского

Композитор Антон (Антоний) Степанович Аренский (1861–1906) родился в Великом Новгороде. Часто приезжал и подолгу жил в Ливенском уезде Орловской губернии, где находилось имение его жены – уроженки Орловщины. Здесь он выступал перед любителями музыки. Аренский создал мелодекламации на тургеневские стихотворения в прозе «Нимфы», «Как хороши, как свежи были розы» и «Лазурное царство». Эти произведения стали впоследствии «любимейшими» созданиями Аренского.
Светлой дымкой грезы овеяна первая пьеса цикла; тихое умиротворение царит в третьей; вторая – «Как хороши, как свежи были розы», пользовавшаяся, пожалуй, наибольшей популярностью у русской публики – представляет собой одухотворенную, психологически правдивую музыкальную акварель. Безупречный художественный вкус, художественный такт… отмечают каждую из «тургеневских» пьес Аренского; мастерское владение техникой декламационного письма – одна из причин их долгой профессиональной привлекательности.
Приведем фрагменты этих тургеневских шедевров, посвященных любви и напоминающих мелодию.

Нимфы
Все там впереди внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев… То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину… Они разом показались по всем опушкам… И смех, сверкающий, олимпийский смех бежит и катится вместе с ними… Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех – колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны…

Как хороши, как свежи были розы…
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол… И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь… сидит девушка… Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Лазурное царство
И та, которую каждый из нас любил, – она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет улыбка… Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай! О лазурное царство! я видел тебя… во сне.

Танеев о Тургеневе: «Умный, добрый, простой…»

Сергей Иванович Танеев (1856–1915) родился в городе Владимире. А предки композитора происходили из Елецкого уезда Орловской губернии. В 1875 году окончил с золотой медалью Московскую консерваторию. В 1876-м Танеев жил в Париже и каждый четверг бывал в гостях у певицы Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым.
«Как вы сочиняете, Иван Сергеевич?» – спросил я у него. «Как сочиняю? Придет в голову мысль новой повести, я запишу, потом начинаю обдумывать. Сначала все представляется очень смутно, точно в тумане, потом все яснее и яснее… Я знал молодого человека, похожего на Нежданова. Первое, что мне пришло в голову, когда я задумал «Новь», – это Нежданов и Марианна, точно две точки, смутные, неясные. И всех людей, которых я потом встречал, я стал наблюдать с точки зрения этих двух точек».

Сергей Иванович пишет матери о Тургеневе 17 декабря 1876 года: «Он большого роста, выше меня головой, плотный, весь седой: большая борода седая и волосы седые». Мне еще никогда никто не нравился, как он: умный, добрый, простой, откровенный, а говорит так хорошо, что, кажется, никогда слушать не перестал». Танеев встречался с Тургеневым и в имении писателя в Спасском-Лутовинове.

Калинников: «Спасское… я там бывал»

Василий Сергеевич Калинников (1866–1901) родился в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии. «В царстве Калинникова, – пишет музыковед Вячеслав Пасхалов, – солнце никогда не заходит… Это то упоение жизнью, творчеством, природой, это та вера в собственные силы и призвание, вера в людей и человеческий гений – словом, это те настроения, которые так чудесно умел описывать великий земляк Калинникова Тургенев».

Из письма Василия Сергеевича Калинникова московскому музыкальному критику Семену Николаевичу Кругликову от 19 июля 1897 года: «Поселились мы на так называемой «поповке» у однодворца Овсяникова. Вероятно, не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию. Кстати, говорят, списал свой портрет Овсяникова с отца нашего хозяина. Тургеневское Спасское от нас в нескольких верстах, и я там маленьким неоднократно бывал с покойным отцом, который иногда посещал Тургенева. Любопытно, что теперешний Овсяников совсем не имеет понятия о Тургеневе».

Симфоническая картина «Нимфы» на стихотворение в прозе Тургенева написана Калинниковым в 1889 году и впервые исполнена на благотворительном концерте в Москве 16 декабря того же года под управлением Иосифа Труффи – российского дирижера итальянского происхождения.