«Тургеневский ежегодник». Юбилейный выпуск

2019-03-12

Автор: Зоя Тарабрина

Закрыта последняя страница. Чувствую сожаление, что чтение окончено, и радость от общения с авторами очередного выпуска «Тургеневского ежегодника» (2016–2017). Он подготовлен Орловским объединенным государственным литературным музеем И.С. Тургенева, Тургеневским обществом в Орле и приурочен к 200-летнему юбилею писателя и 100-летнему юбилею музея. Составители постарались, чтобы содержание его было насыщенным, а оформление – красочно праздничным.



Это книга-сборник в твердой обложке. На первой странице ее – «Тургенев на охоте» (работа Л. Курнакова, 1956). На обороте – «Железнодорожный вокзал в Орле» (почтовая открытка, XIX век). Хорошее дополнение к текстовым материалам – иллюстрации из фондов ООГЛМТ. Авторы – ученые, работники музеев, хранители мемориальных библиотек, писатели, преподаватели, журналисты, члены Тургеневского общества. Широка география их адресов. Все материалы сгруппированы по тематике в семи отделах.
Ключ к сборнику – «Музейный калейдоскоп». Автор статьи – заместитель директора ООГЛМТ по научной работе Л.В. Дмитрюхина – раскрывает панораму ярких и разнообразных событий, напряженный ритм работы в два предъюбилейных года. Это ремонт трех зданий музеев, поиск новых комплексов, музейных этюдов и инсталляций для введения их в существующую концепцию экспозиции. Проведены Тургеневские, Лесковские, Андреевские чтения, всероссийские научные конференции, литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, театрализованные представления. Возрос спрос на музейные выставки. Заявки на выставки, посвященные юбиляру, поступили из Воронежа, Тулы, Брянска, Саратова, Сургута. Событием стала выставка «Капля жизни», совместно организованная музеем И.С. Тургенева и художественно-выставочным центром «Арт-Донбасс» города Донецка. Осуществлено несколько издательских проектов. Вышли в свет «Тургеневский ежегодник», красочный каталог выставки «Мода времен Тургенева», книги «Сказки Бежина луга» и «Последний колдун», буклет «Тургенев в Орле».
«Записки охотника» не устарели и в наши дни. Легкая естественность повествования, виртуозная прозрачность языка, украшаемая местными словечками, завораживают, язык рассказов струится, как живая ключевая вода. Наблюдения писателя всегда окрашены авторским лирическим переживанием. Лирический герой стремится уйти от гнетущей атмосферы своего дома и ищет ее в природе, среди свободных людей, живущих вне социума.
Гармонию, утешающую душу, Тургенев связывает с русской природой. В основном он рисует картины русского лета, жаркого, лучезарного, с тихими и теплыми дождиками, со свежим бодрящим воздухом. Тургенев воспринимает людей не как крепостных, помещиков, а как людей добрых и мудрых, внутренне свободных или же злых и глупых, зависимых от условностей. Уважение к человеку во всяком состоянии и звании впервые сделалось определяющим признаком истинно художественного произведения. Автор статьи «Лирическое начало в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Л.Д. Беднарская, анализируя его, утверждает: «Гармония, рождаемая музой писателя, создала неповторимый жанр лирической прозы».
Небезынтересна публикация «Новые штрихи к теме «Тургенев и Виктор Гюго». Исследователи творчества В. Гюго считают, что «именно в России влияние Гюго сказалось многосторонне, шире и глубже, чем в какой-либо другой стране», что изучение его далеко до завершения и поиск свидетельств продолжается. И это особенно относится к теме «Тургенев и В. Гюго». Русский писатель, как утверждают авторы статьи Н.П. Генералова и В.А. Лукина, «решительно не принимал творчество знаменитого французского собрата по перу», и в подтверждение приводит несколько примеров его нелицеприятных высказываний о произведениях Гюго в письмах к своим адресатам. И все же встреча двух великих писателей состоялась в 1874 году, и их отношения имели продолжение, о чем свидетельствуют выявленные немногие, скорее эпизодические письма, написанные после 5 марта 1876 года.
Точки соприкосновения были не в отношении к литературе, а в общественно-политических взглядах. Тургенев ценил национального поэта Франции как символ противостояния тирании. Последним штрихом их отношений было приглашение Гюго на открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 году, на что Гюго ответил приветственным письмом, хотя и не мог исполнить просьбу Тургенева.
Живя вне России, Тургенев выписывал и регулярно читал все русские толстые журналы и о вышедших литературных новинках постоянно активно высказывался в письмах к друзьям, которые отмечали в нем качества «изобретательности, наблюдательности и вдумчивости», а также «… едкое остроумие и эпиграмматическую способность». Об этом сообщает А.Г. Городецкая – автор статьи «О меткости эпиграмматических заметок Тургенева за чтением гончаровского «Обрыва», выход которого он ждал с нетерпением. Над романом Гончаров работал двадцать лет. За десять лет до его выхода между писателями произошел конфликт, закончившийся «третейским судом», созванным по просьбе Тургенева. «Великое нетерпение» вылилось во многих его эмоциональных письмах друзьям сразу по прочтении первой части романа в «Вестнике Европы» в январе 1869 года.
Есть в экспозиции музея вещи писателя из парижской квартиры. Каков их путь из Парижа в Орел? Поступили они из саратовского радищевского музея, основанного в 1885 году А.П. Боголюбовым, внуком А.Н. Радищева. Художник-пейзажист А.П. Боголюбов (1824–1896) и И.С. Тургенев жили в Париже и часто встречались вместе с другими русскими художниками, участвовали в светских охотничьих мероприятиях. Боголюбов писал: «Всем известно, что в Париже существует наше небольшое общество, основанное в день достопамятного взятия Плевенского. Возникновением своим оно немало обязано Тургеневу как главному учредителю, постоянному члену комитета и секретарю…». Об отношениях и встречах писателя и художника, которому и были переданы вещи Ивана Сергеевича Полиной Виардо, рассказывает Л.В. Пашкова в статье «И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов. Несколько штрихов к истории отношений».
Можно сказать, что Тургенев – один из самых притягательных для кинематографа писателей. По его произведениям снимались полнометражные, телевизионные и анимационные фильмы в нашей стране и за рубежом. Повесть «Вешние воды» экранизирована восемь раз. По роману «Дворянское гнездо» снято четыре фильма, по рассказам «Записок охотника» – четыре, по пьесе «Месяц в деревне» – десять телевизионных фильмов, по роману «Отцы и дети» – четыре фильма и телесериал, по повести «Первая любовь» – девять художественных и телефильмов. В общей сложности – 98 картин.
Из старых экранизаций немого кино автор статьи С.Д. Симеонова отмечает фильм «Нахлебник» (Италия, 1913-й и 1924 годы), «Дворянское гнездо» и «После смерти» (Россия, 1915), «Песнь торжествующей любви» (Россия, 1915). Советский кинематограф ознаменовал 150-летний юбилей писателя кинопостановкой «Дворянское гнездо» работы А.С. Кончаловского и телефильмом «Первая любовь» по сценарию В. Ордынского. Секреты притягательности писателя, истории создания фильмов, сценаристы, режиссеры и актеры – вот вопросы, на которые можно найти ответы в этой статье.
Большую часть жизни писатель прожил в Европе. Особенно подолгу жил во Франции и Германии. Бывал в Англии, Шотландии, Швейцарии, Италии. Но вот дружная команда библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (Москва) – А.А. Евдокимова, Т.Н. Кудинова, Г.Н. Муратова, Е.В. Николаева, Е.Г. Петраш – работает над созданием путеводителя по тургеневским местам Москвы, где писатель жил, учился, выступал с чтением своих произведений, приезжал навестить родственников и друзей. Это обозначение и краткое описание 44 мест, связанных с именем писателя. Девять из них представлены в ежегоднике. Здесь же вы совершите воображаемый мистический полет во сне и наяву с Эллис по рассказу «Призраки» (Е.Г. Петраш). Здесь же вы познакомитесь с впечатлениями Тургенева от посещения Италии, прогулок по Неаполю и его окрестностям (Р.В. Ермак).
В 2018 году члены Тургеневского общества в Орле вновь проехали дорогами писателя в Европе, в частности посетили Дрезден, где писатель бывал в общей сложности шесть раз и который оставил в его судьбе и творчестве заметный след. Об этом рассказывает Е.И. Клочкова в статье «Клад в табакерке».
И это только начало путешествия по ежегоднику. Продолжив его, читатель познакомится с новыми публикациями, некоторыми событиями из истории музея. Здесь оживают в памяти люди, события, факты, удаленные от нас временем. К сожалению, тираж издания – всего лишь 100 экземпляров.