«Творчество – это прежде всего труд»

2023-12-10

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Е. Прохоровой

Екатерина Прохорова – художник-скульптор. Представительница известной в Орле творческой династии превратила свою любовь к искусству в профессию и продолжает совершенствоваться. «ОВ» побеседовал с нашей землячкой об истории ее семьи, необходимости академического образования и о том, каким должен быть современный художник.



Непростые отношения

– Екатерина, орловский художник Алексей Прохоров – твой родственник?
– Это мой дедушка. Он считался лучшим портретистом в Орле. Одна из самых ответственных его работ – репродукция портрета Брежнева, которая висела в холле железнодорожного вокзала. Каждый год, когда генсек получал очередной орден или медаль, Алексей Васильевич приезжал и дорисовывал новый знак на мундире Леонида Ильича.
Своей главной целью в жизни он считал продолжение творческой династии Прохоровых. И когда все пошло не по его плану, дедушка переживал тяжело… Несмотря ни на что, он оказал большое влияние на мою жизнь.
– Что ты имеешь в виду?
– Мой папа с детства был увлечен искусством, много рисовал. Алексей Васильевич брал его в свою мастерскую, на выставки и плэнеры. После окончания школы отец уже брал заказы на картины.
От мамы ему передалась и любовь к музыке – моя бабушка Капитолина Григорьевна была известной в городе певицей, руководила хором. И вот мой папа стал много времени проводить на репетициях со своей музыкальной группой. Когда стало ясно, что музыка победила живопись, дедушка рассердился.
– И что же было дальше?
– Тогда он стал ждать внуков, а точнее внука – считал, что женщины не умеют рисовать. Во время беременности моей мамы УЗИ показало, что будет мальчик, и дедушка уже выбрал ему имя. Настаивал, чтобы наследника назвали Алексеем – так же, как и его. А родилась я.
Дедушка долго не признавал меня и не навещал. Лишь перед своей смертью, когда мне было два годика, Алексей Васильевич смирился с тем, что у него внучка. Он умер, так и не поняв, что я и есть продолжение его творческой династии, которого он так желал.

Продолжила династию

– Несмотря на такие непростые отношения, ты с теплотой отзываешься о своем родственнике…
– Он моя семья, я не держу зла на него. Дедушка был своенравным, как многие творческие люди, но очень талантливым. Кстати, логотип моей студии – это дедушкин портрет.
– Принадлежность к творческой династии наверняка накладывает определенную ответственность.
– Я стараюсь сохранять память. Но меня так воспитали, что нужно заниматься своим любимым делом и жить плодами собственных трудов. А, как известно, любой труд почетен.
Очень горжусь своей семьей и рада, что не подвела дедушку. И исполнила его самую главную мечту – сохранила династию художников Прохоровых.
– Екатерина, твой выбор искусства как жизненного пути кажется вполне естественным. Но всегда ли ты знала, что хочешь стать художником?
– Это стало понятно, когда мне исполнилось пять лет. Я перерисовала с открытки синичку, увидев которую родители сразу поняли, что их дочь станет продолжательницей дела семьи. Меня отвели в художку, с 12 лет я стала рисовать портреты на заказ.
После школы я поступила на архитектора, позже увлеклась скульптурой, начала лепить портретные фигурки. По всей России всего восемь мастеров по этому направлению, и я одна из них.

Есть чему учиться

– Образование для художника – это необходимость? Чему научиться можно, а чему нельзя?
– Вас могут научить правильно строить, рисовать, обучить технике живописи, но в конечном итоге выбирать, к чему лежит душа, нужно самому. В моем случае художественное образование дало мне базу для развития, возможность попробовать разные техники и направления. У меня в голове появился набор инструментов, которыми я могу свободно пользоваться.
– Многие считают, что художники творят только по вдохновению и не больше пары часов в день. Как устроен твой рабочий процесс?
– Творчество – не праздник, где все ярко и круто, прежде всего это огромный труд. Порой бывает тяжело заставить себя что-то делать. Особенно, когда живешь там же, где и работаешь. С одной стороны, удобно, когда можно пройти десять шагов из спальни и оказаться в мастерской. С другой – дома есть много обязанностей, от которых так просто не убежишь. Поэтому я уже больше семи лет работаю в студии. Творю там сама и провожу мастер-классы для других.
– В каких направлениях ты работаешь?
– Во-первых, создаю портреты – любовь к ним я пронесла с детских лет. Во-вторых, леплю фигурки из полимерной глины. На ощупь она как твердая резина. Ей можно придать любую форму и цвет.

Реалии времени

– Как художнику заработать?
– Научиться объективно ставить себе цену. Быть коммуникабельным и не бояться писать клиентам первым.
Знаете, как художники находили работу в советское время? В основном им распределяли заказы профсоюзные и профессиональные организации. Если мастер был исполнительным, не был в оппозиции к власти, без денег он не оставался.
Сейчас ждать заказов неоткуда, нужно все брать в свои руки. Отличие современных художников от предшественников в этом и заключается – нужно рассказывать о себе и самому строить свою карьеру.
– Сейчас молодые творцы уходят в цифровое искусство: рисуют картинки в специальных программах, делают снимки на фотоаппарат… Как считаешь, работа краской и кистями еще актуальна?
– Конечно да! Это подтверждает и количество людей, обращающихся за семейными портретами. Эта идея очень хорошая – запечатлеть семью, сохранить память о предках.
Просто есть разные задачи и направления в творчестве. Но краски и кисти – основа и нерушимый авторитет. Сколько бы цифровых единиц творчества ни было создано, мы ходим в музеи и галереи смотреть на полотна великих художников. Этим все сказано.