Учитель – не работа, это служение!

2010-09-04

Автор: Елена Фролова

На улице Карачевской находится красивое трехэтажное здание, над главным входом которого висит вывеска «Школа изобразительных искусств и ремесел». В этом храме творчества дети учатся рукоделию и живописи. О том, кто помогает им постигать таинства рисования и как это у них получается, я узнала в беседе с заслуженным работником культуры, членом Союза художников, преподавателем школы искусств Эдуардом Галактионовым.



– Эдуард Игнатьевич, когда вы впервые обнаружили в себе любовь к рисованию?

– Рисовать я любил всегда. В школе меня хвалили за рисунки. С 7-8 класса начал задумываться о своем будущем именно в этом направлении. Родители не были против моего пристрастия, наоборот, всячески поддерживали меня. Хотя в то время не было специальных школ или кружков, где бы меня научили основам художества. Раньше мы, еще юные творцы, рисовали сами. Я, например, нашел книжку «В помощь начинающему художнику» и занимался по ней. До 10 класса рисовал все, что нравилось. А потом собрал все свои работы и отнес их в Дом пионеров преподавателю В.Н. Воропаеву. Он подсказал, что у меня хорошо, а что плохо, вдохновил на дальнейший путь. В том же Доме пионеров я присутствовал на десятидневном семинаре, который вел М.И. Лапшов.

После мы с ребятами собрались ехать в Пензенское художественное училище, так как в Ельце такое заведение закрылось. Но в Орле появился худграф, и Андрей Иванович Курнаков посоветовал нам идти туда. Мы с ребятами воскликнули тогда: «Мы – художники, а не учителя!». Я не собирался быть учителем, хотя получил диплом с этой профессией. По окончании института поехал по распределению в Отраду и вел там рисование, черчение и труд. Тем летом с друзьями мы ходили в поход в Карелию, где писали этюды. А потом я ушел в армию. И только после стал работать в тогда только что открывшейся школе искусств.

– Сегодня вы представляете свою жизнь без школы?

– Я преподаю уже 45 лет. Теперь я могу представить себя просто художником, не учителем. Но мне бы не хватало общения с детьми, ведь это дает очень много для души! Учитель нужен в жизни. Он воспитывает духовно: сердце и ум. Когда я был мальчишкой, у меня не было наставника. Я сам себя учил, воспитывался на книгах Паустовского, Кассиля и т.д. Но ребенку все равно нужен тот, кто его направит, подскажет. Учитель – не работа, это служение своему делу. И пусть это служение основано только на энтузиазме, душу греет то, что твой труд не прошел даром. Везде я встречаю своих учеников. Многие из них не стали художниками, но они все равно тепло вспоминают свою «художку».

– Многие учителя говорят, что теперь учить детей стало сложнее. Вы с этим согласны?

– Дети есть дети. Они меняются. Сегодня на них влияют компьютеры, мобильники, Интернет. А ведь чтобы говорить на языке изобразительного искусства, нужно сначала познать его грамоту: цвет, тональность, нюансы, контраст и т.д. Задача учителя-художника – помочь ребенку создать образ художественный, живописный. Ученик надеется, что компьютер сам выдаст ему необходимый образ, но его нужно создать сначала в голове.

– Ваша жена тоже художник и преподаватель. Скажите, по жизни легче идти с человеком, близким по духу?

– С супругой мы вместе поступали, вместе учились в институте, вместе работаем. У нас полное взаимопонимание, сотрудничество. Помимо работы, у нас общее хобби: мы бродячие туристы. Любим походы, байдарки. Конечно, с возрастом мы выбираем места поближе. Но не сидим на месте. А раньше ходили в походы в Карелию, Забайкалье, плавали по Оке, по Зуше. В школе вместе ставим постановки, выезжаем на пленэры.

– То есть как творец вы постоянно находитесь в процессе саморазвития?

– Художник всю жизнь учится. Кто остановился – уже не творец. Мы участвуем в различных выставках. В нашей школе люди творческие. Здесь все художники. Я всегда говорю ученикам, что учусь вместе с ними у натуры, у природы. Передо мной стоят те же цели и задачи, просто опыта у меня чуть побольше.