«Учитель! Перед именем твоим…»

2019-03-29

Автор: Юлия Тютюнова, завкафедрой рисунка ОГУ им. И.С. Тургенева

Эта строка Николая Алексеевича Некрасова как нельзя более точно определила название и суть выставки, не побоюсь этого слова, легендарных учителей Орловского края – Маргариты Михайловны и Эдуарда Игнатьевича Галактионовых, – открывшейся 6 февраля в стенах мемориальной мастерской народного художника СССР А.И. Курнакова.



Служение профессии
Действительно, вот уже более пятидесяти лет выпускники детской художественной школы искусств и ремесел разных лет, вспоминая с любовью и трепетом свое ученичество в классах Галактионовых, сходятся на том, что это было самое счастливое время в их жизни. Атмосфера на занятиях царила удивительная: воспитанники погружались в нее, едва переступив порог класса. Все начиналось с изобилия чарующих глаз натюрмортов, а продолжалось процессом творчества. Тишина и полная сосредоточенность на работе, радость от преодоления сопротивления растекающихся акварельных красок, удовольствие от полученного результата, заставляющее забыть о времени, и, конечно, первые победы в конкурсах. Безусловно, за этим стоит неисчерпаемая доброжелательность учителей, их тактичные и своевременные подсказки, любовь к своему делу, уважение к личности начинающего художника.
Особого внимания заслуживают уже упомянутые «фирменные» натюрморты с птичками, плетеными корзинками, овощами-фруктами и, конечно, цветами. Идут годы, но каждый раз, приходя в галактионовский класс, удивляешься их великолепию. А какие пленэры проводят художники-педагоги! Собирают учеников, груженных этюдниками, планшетами, термосами, бутербродами, и отправляются с орловского вокзала на электричке по местам своей худграфовской юности: Думчино, Железница…
По прибытии на место мастера находят интересный мотив и начинают писать. Каждый в своей неповторимой манере: он – широкими заливками, она – ювелирными мазками. Воспитанники окружают их, посматривают на то, что делают учителя, и стараются повторить, передать красоту пейзажа средней полосы России. Не в этом ли истинный патриотизм? Давно не секрет, что самый яркий и запоминающийся пример заключается не в словах-нравоучениях «что такое хорошо и что такое плохо», а в поступках, честном служении профессии, отношении к жизни.

Время наставников
Сейчас кажется удивительным, но Галактионовы не собирались становиться учителями, а хотели быть профессиональными художниками. Чтобы приблизиться к мечте, занимались в изостудии Дворца пионеров (ныне – им. Ю.А. Гагарина) под руководством замечательного педагога Владимира Николаевича Воропаева, давшего путевку в творческую жизнь не одному поколению художников. Именно в эту студию летом 1959-го пришел тогда уже известный Андрей Ильич Курнаков в поисках кадров для художественно-графического факультета Орловского пединститута, прием на который производился впервые.
Послевоенное поколение считало главным приоритетом в жизни высшее образование, да и в стране уделялось этому должное внимание: открывались факультеты, для широких масс населения организовывались культурно-просветительские мероприятия. Так, в Орле по типу Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского был создан народный университет культуры, где лекции на общественных началах читали видные деятели науки и культуры: И.А. Круглый, Х.А. Горин, М.А. Рохлин. Тяга к знаниям была настолько сильна, что на этих занятиях буквально яблоку негде было упасть. Эдуард Игнатьевич вспоминает, как в июле того же года его работы впервые прошли отбор на выставку. После открытия тогдашнее правление Союза художников устроило семинар для всех желающих, целью которого было разъяснение ошибок, допущенных самодеятельными художниками, и показ профессиональных приемов на примере выполнения натюрморта. Всем участникам раздали краски, холсты. Провел тот памятный мастер-класс замечательный живописец Михаил Иванович Лапшов.
Студенческие годы окрашены радостью открытий секретов профессионального мастерства: как мешать краски, добиваться достоверности в рисунке, «лепить» форму изобразительными средствами, создавать художественный образ. Молодые и наполненные созидательной энергией, их наставники щедро делились опытом.
С большой теплотой чета Галактионовых вспоминает первого декана худграфа, замечательного художника-графика Иду Николаевну Лучинину. На момент основания факультета ей было всего 30 лет, а сколько проблем предстояло решить! Недаром все, как один, студенты тех лет говорят о ней как о матери, к которой, не стесняясь, шли со своими радостями и тревогами, потому что знали – всегда поможет и словом, и делом.
Первые пленэры тоже связаны с Лучининой, ходившей в походы вместе со своими студентами. Романтическое, счастливое время: палатки, костры, ранние подъемы, дни, наполненные творчеством. В перерывах можно было обследовать пещеры, есть горстями дикую землянику, а ночью пойти посмотреть, как живут проснувшиеся совы и лисята. В памяти надолго остаются сильные, живые впечатления от красоты озер, разливов рек, лесных опушек или лосей, переплывающих Оку.

С мечтой по жизни
Из институтской поры Эдуард Игнатьевич с благодарностью вспоминает секцию туризма-альпинизма, закалившую его, давшую навыки выживания под открытым небом в любую погоду, ответственности за товарищей, идущих рядом с тобой в одной связке.
Всю жизнь они совмещают походы на байдарках с творчеством и счастливы этим. Башкирия, Карелия, калужские места – как много перехожено, и отовсюду привезены живые впечатления – этюды. Лиричность акварели созвучна прозе любимого писателя Галактионова – Константина Георгиевича Паустовского. В его описания природы он влюбился еще в шестом классе, когда, переболев ангиной, коротал мучительные дни выздоровления за чтением. Тогда и попалась ему книжка «Мещерская сторона» из школьной библиотеки, где птицы, речки, зверье, рыбаки и сам язык поразили, что называется, легли на душу. Потом он перечитает все собрание сочинений Паустовского и будет мечтать попасть в те места. Три года назад мечта сбылась, когда с коллективом школы посетили они и Солотчу, и село Константиново, прошлись по Мещерской земле.
«А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать», – сказал Н.М. Пржевальский. Вслед за ним художники Галактионовы утверждают, что природа помогает радоваться жизни, и щедро дарят ученикам и поклонникам таланта свои произведения. Почти всю жизнь, с самого студенчества, они вместе – в радости и горе, труде и творчестве. При этом каждый сохранил и обогатил свою индивидуальность.
Выставка занимает три зала мемориального музея А.И. Курнакова. После просмотра сюда хочется не единожды вернуться. А еще хочется выразить благодарность Елене Анатольевне Гущиной и Ирине Евгеньевне Барсуковой – научному сотруднику и хранителю музея – за идею открытия юбилейного худграфовского года в стенах мастерской акварелями «золотых» выпускников факультета – Маргариты и Эдуарда Галактионовых.


Справка «ОВ»

Выставка Маргариты и Эдуарда Галактионовых продлится до 26 мая. С экспозицией можно познакомиться по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 3а. Заказать экскурсию или задать вопросы можно по телефону 76-29-03 или на сайте orelmusizo.ru.