«Учу выражать себя»

2023-01-12

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Е. Рязанцевой

Согласно указу президента, 2023-й в РФ стал Годом наставника и педагога. Одна из представительниц этой уважаемой профессии – Екатерина Рязанцева – преподает актерское мастерство в институте культуры и является режиссером-педагогом и руководителем любительского театра. «ОВ» расспросил орловчанку о том, почему она решила связать жизнь с педагогикой, в чем особенности учебы на театральном отделении и как актерские навыки могут пригодиться в повседневной жизни.



Выбрала в детстве

– Екатерина, как возникло решение поступать в театральный вуз?
– Со второго года обучения в школе я занималась и в детском музыкальном театре «Орфей» в Брянске (я родом оттуда). К девятому классу задумалась, какую профессию выбрать, и поняла, что больше ничего не умею, да и не хочу. Я была ребенком, который любил внимание. Выходить на сцену, работать с публикой мне нравилось больше всего.
– Как к этому отнеслись родители? Старшее поколение обычно настаивает на получении более «серьезных» профессий.
– Мама тогда попросила меня не спешить с поступлением – я могла пойти учиться в колледж культуры. После 11 класса она еще раз спросила, хочу ли я в театральный. Естественно, мое желание никуда не ушло. Мама помогала мне, поддерживала во всем.
Большую поддержку оказал и дедушка. Всю жизнь он проработал на заводе, но к моему выбору относился положительно, посещал все мои спектакли. А вот с папой было сложнее – он не сразу принял мою профессию. Лишь после просмотра спектакля, поставленного мной, он изменил мнение.

Педагог – это призвание

– По окончании учебы ты стала работать преподавателем в ОГИК. Как тебе дается эта деятельность?
– Стоит пояснить, каким образом строится процесс обучения на кафедре режиссуры, мастерства актера и экранных искусств в нашем институте. Курс набирает художественный руководитель (мы его называем мастером), на протяжении четырех лет он отвечает за творческое становление и развитие своих воспитанников. Это главный человек на курсе, он дает основы понимания театрального творчества. Здесь речь не просто о передаче навыков, а скорее о духовном наставничестве. И каждый мастер приглашает к себе на работу куратора, который является связующим звеном между мастером и студентами.
По окончании учебы меня пригласил стать куратором Валерий Юрьевич Иванов. Он был моим мастером на курсе. До этого я не тяготела к педагогике, мечтала играть на сцене. Но тогда во мне что-то «щелкнуло», и теперь я понимаю, что нахожусь на своем месте.
Работа со студентами сложная, но дарит необыкновенные эмоции. Я провожу актерские тренинги и другие занятия, взаимодействую с ними по организационным вопросам. Сначала много думала, как правильно выстроить учебный процесс – я старше студентов всего на пару-тройку лет. Но потом поняла, что в преподавании главное – быть собой. У меня же есть опыт и знания, нужно просто максимально естественно их передавать. Я преподаю более семи лет.
– Какими принципами руководствуешься при обучении студентов?
– Валерий Юрьевич научил меня давать студентам творческую свободу. Если обучающийся хочет поставить какой-то материал и доказывает, что может это сделать, мы ему помогаем.
Главный принцип – не запрещать. Пусть студент набьет себе шишку и поймет свои ошибки. Делать это во время учебы безопасно. Уж лучше пройти этот путь в институте, чем на рабочем месте. Человек выйдет из альма-матер более подготовленным, уверенным в своих силах.
Мы должны воспитать индивидуальность, самостоятельность, смелость. Ведь режиссер – это человек, который организует огромный творческий процесс. Да и актеру или педагогу эти качества нужны.

Молодежь и театр

– Ты руководишь любительским театром и проводишь актерские тренинги. Как эти навыки могут пригодиться в обычной жизни?
– Моей целью было открыть театральную студию для всех, кто хочет заниматься театром, кто ищет способ самореализации. Почему я провожу мастер-классы? Хочу научить людей быть уверенней в себе и лучше себя понимать.
Навыки, которые воспитанники студии приобретают, применяются им в обычной жизни. Театр – это соприкосновение с собой настоящим, ты начинаешь лучше себя понимать, соответственно, раскрываешь свои таланты, раскрепощаешься. В повседневной жизни человек обрастает комплексами и зажимами и забывает про свои сильные стороны. Мы учимся «обнажать» индивидуальность и достоинства.
Оттачивая механику сотрудничества, взаимодействия друг с другом в рамках театральной студии, люди учатся и социальной адаптации – как строить общение, не чувствовать себя неловко.
– Ты занимаешься популяризацией театра среди молодежи. Что побуждает вести такую деятельность?
– Становление личности происходит в юном возрасте. Театр – это вид искусства, который воспитывает, учит глубже понимать человеческие конфликты, взращивает чувство прекрасного и художественный вкус. Через театр можно выразить себя – к этому часто и стремятся подростки.
– Молодому поколению интересен театр? Какие постановки нравятся молодежи?
– Молодежи интересен театр, когда она приходит туда по доброй воле. Чтобы привить желание посещать спектакли, нужно дать молодым людям выбор, что они хотят посмотреть. Да, классика важна, она воспитывает вкус, но не нужно игнорировать более современные и динамичные постановки. Сейчас на театральной сцене активно начинают использовать современные приемы – голограммы, различные спецэффекты…
Отсюда вытекает другая проблема – отсутствие молодых режиссеров, которые смогли бы отразить дух времени, интерпретировать классику свежо. Если говорить о театре как о профессии, встает финансовый вопрос. Не секрет, что педагоги получают не такую уж и большую зарплату. Поэтому многие родители скептически относятся к желанию своих чад связать жизнь с театром.

Главное – вера

– Как, кстати, происходит процесс трудоустройства выпускников? Кем они могут работать?
– Если брать наше направление подготовки – «Руководство любительским театром», то вариантов много. Помимо актерского мастерства и режиссуры студенты учатся управлять творческими коллективами. То есть по окончании учебы они могут попасть в театр и работать актерами, могут стать режиссерами-постановщиками, работать в детских театральных студиях, домах культуры, стать преподавателями… Как правило, к четвертому курсу студенты знают, в какую сферу уйдут, уже пробуют там устроиться.
– Дашь напутствие поступающим?
– Главное – не теряйте веру в себя! За время подготовки, да и учебы, не раз появятся мысли, что вы бездарны, у вас нет сил. Это не так. Помните, что вы уже прошли большой путь. И если что-то не получается сразу, не беда. У вас все впереди!