Уходящая романтика трамваев

2020-06-25

Автор: Наталья Синицына

Орел во многом был первым. Город первого салюта, он также стал одним из первых, где были построены трамвайные пути. Уже более 120 лет в нашем городе перевозят людей яркие вагончики. Но в последнее время этот аутентичный способ передвижения рискует сильно сдать свои позиции. В нашем материале мы расскажем историю этого транспорта и выясним отношение горожан к трамваю как средству передвижения.



Транспортная революция

До трамваев во многих городах существовали конки – по сути, те же трамваи, которые тянули лошади. Регулярное движение электрических вагонов в Орле было открыто 3 ноября 1898 года.

Общая протяженность трамвайных путей тогда была всего 10,8 километра, маршрутов было два – от вокзала к кадетскому корпусу и по улице Пушкина. До 1918-го транспорт функционировал без проблем, но Октябрьская революция и Гражданская война приостановили движение трамваев на пять лет. Следующим серьезным этапом в развитии этого вида транспорта было образование в 1937 году Орловской области – тогда в город начало поступать серьезное финансирование.

Трамваи продолжали свой ход до 3 октября 1942-го. Но вторжение германских войск заморозило работу депо почти на год, до сентября 1943 года.
Следующей вехой в истории орловских трамваев стал период с 1946-го по 1958 год. Тогда в город поступило около 23 вагонов из столицы, стали продлеваться существующие маршруты.

По наши дни

В 1971 году сетка движения вновь претерпела серьезные изменения, и все из-за троллейбусов, запущенных в 1968-м. Маршруты №1 и №2 по улице Московской перенесли на улицу Пушкина. Но главным изменением стало решение властей города в 1973 году запретить движение любого транспорта по улице Ленина, превратив ее в пешеходную.

Современные маршруты движения трамваев сложились в декабре 1976 года.

До 2000 года депо работало без особых проблем, но на границе тысячелетий у предприятия возникли серьезные проблемы – оно было признано банкротом из-за непомерных долгов и низкой окупаемости. Кризисная ситуация длилась два года, и к 2003-му положение предприятия выровнялось – был произведен расчет по долгам. В 2008 году троллейбусно-трамвайное предприятие торжественно отметило 110-летие.

Современные реалии

Сейчас трамвай как вид транспорта востребован горожанами. По данным пресс-службы ТТП, среднее количество пассажиров трамваев в день – около 17 400.

Всего на линиях ходят около 35 машин. Сотрудники трамвайного предприятия предпринимают все меры для безопасного и удобного пользования транспортом, от строжайшего соблюдения процедур прохождения технического осмотра до регулярного обновления табличек с расписанием на остановках.

«Трамвай – один из самых безопасных видов транспорта. Он всегда был и остается местной достопримечательностью. Сегодня задача ТТП – не только сохранить, но и поднять электротранспорт на высокий уровень. Для этого мы проводим плановые мероприятия (например, все трамваи регулярно проходят ТО-1, ТО-2, обновляются таблички внутри транспорта, на остановках (кстати, в скором времени будут приведены в порядок и сами трамвайные остановки), совершенствуем безопасность (как раз закончилась замена полотна на кольце железнодорожного вокзала), подаем заявки на участие в мероприятиях по обновлению подвижного состава», – рассказал Андрей Митин, руководитель Орловского ТТП.

Трамваю – быть!

А что думают по этому поводу горожане? Мы провели опрос, в котором орловцам нужно было ответить на вопросы, как они относятся к трамваям и как часто используют этот вид транспорта.

Мнения горожан в целом схожи. Из 100 опрошенных орловцев положительно к этому виду транспорта относятся 73 человека, но регулярно ездят только 37 наших земляков, остальные предпочитают автобусы и троллейбусы. Аргументируют они свое решение некоторой отдаленностью трамвайных остановок, шумным передвижением и маленькой скоростью трамваев. Оставшиеся 27 человек не видят для трамваев «светлого будущего»: дескать, и маршруты непопулярные, и вид транспорта устаревший.

С некоторыми орловцами удалось поговорить подробнее. Мы задали вопросы об их личных предпочтениях в общественном транспорте, отношении к трамваям.

Светлана, 47 лет,
продавец:
«Я трамваями пользуюсь редко, раз-два в месяц, только если до места назначения не ходят маршрутки. Но не считаю, что трамваи не нужны нашему городу. Во-первых, они в некоторых случаях единственная возможность добраться до места, например, до улиц Пушкина, Курских, Карачевской, «Живмаша». К тому же это память, что именно у нас запустили трамваи. Не знаю, насколько они в экономическом плане выгодны, но в плане полезности нужны однозначно. Моя свекровь ездит по большей мере на трамваях, ей так удобно и привычно. Так что я к ним отношусь положительно и сама иногда пользуюсь».

Маргарита, 24 года, веб-дизайнер:
«Выбирая между трамваем и маршруткой – однозначно, последнее. Я за комфорт. Трамваи, на мой взгляд, старые, да и двигаются они медленно. Для молодежи они пережиток прошлого, а для старшего поколения – символ советского быта. Я думаю, все равно, устарел или нет, если там старшее поколение чувствует себя комфортнее. Это большая часть населения, мнение которой надо учитывать. Если им так удобнее, то пусть. Да и это символ Орла в какой-то степени».

Действительно, яркие желто-красные вагончики «к лицу» нашему городу, которому не хватает красок. Мерно гудящий трамвай воспринимается как самый «опытный» и близкий сердцу транспорт. Кондукторы с пожелтевшими листками билетов, голос водителя, объявляющего остановку, и весьма колоритные пассажиры (кто с собакой, кто придерживает велосипед) – главное очарование этого транспорта. Именно с трамваями ассоциируется транспорт в советском кино – вспомнить, к примеру, «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го».
Но время берет свое. Сейчас идет гонка за прибылью и инновациями, а не за сохранением полюбившихся традиций. Скорее всего, этот вид транспорта скоро плавно начнет уходить из повседневной жизни горожан. Даже немного жаль: трамваи действительно стали одним из негласных символов Орла.


Справка «ОВ»

Пару интересных фактов об орловских трамваях нам рассказал историк-краевед Роман Богатырев, с ним мы консультировались, изучая историю этого транспорта:
«Один из городских трамваев хранится в Сан-Франциско. Как он там оказался? Трамвай был построен в 1912-м, либо в 1922 году – точной даты выяснить не удалось. С 1922-го по 1960 год машина эксплуатировалась в столице, а после до 1978-го – в Орле. До 1982 года трамвайчик использовался как служебный, а после его списали. Тремя годами позже этот вагон решили отправить в музей Сан-Франциско – для укрепления международных связей. Он до сих пор хранится в «Камерон-бич» – так называется музей».