Ушли в онлайн

2022-08-07

Автор: Виталия Румянцева

Россияне «подсели» на виртуальный шопинг, вошедший в топ-5 их интернет-
активности. Сегодня на изучение ассортимента и онлайн-заказ товаров наши соотечественники тратят в среднем минимум полчаса в день. А общий объем электронных покупок, сделанных с начала года, приближается к двум триллионам рублей. В причинах всплеска популярности интернет-торговли разбирался «ОВ».



Исторический максимум

Согласно оценкам исследовательской компании Mediascope, сегодня 70% населения страны старше 12 лет хотя бы раз в месяц посещают виртуальные магазины, а каждый день это делают 33%. В среднем интернет-пользователь тратит на шопинг «на диване» минимум 20 минут в день. С ростом числа онлайн-клиентов растут и продажи.
Так, по данным портала E-pepper, общее количество электронных покупок россиян за первое полугодие 2022-го выросло относительно аналогичного периода прошлого года на 61%, а их сумма – на 80%. Эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитали, что объем e-commerce только с января по май включительно достиг 1,9 трлн рублей. В структуре всех розничных продаж, в том числе стационарных, виртуальная торговля уже заняла 11,8% – это максимальные показатели отрасли за все время.
Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы, чья доля в общей структуре e-commerce выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов. В лидерах электронных продаж, как проанализировали в Mediascope, оказались такие площадки, как Avito (45% заказов), Ozon (37%), Wildberries (36%), ЯндексМаркет (30%), Youla (14%), СберМаркет (8%), Joom (7%).
20% объема всех электронных площадок продаж приходится на цифровую и бытовую технику, 17% – на мебель и товары для дома, 16,5% – на одежду и обувь, 13% – на продукты и 8% – на красоту и здоровье.

Пандемия на руку

Откуда же взялся такой аномальный спрос на виртуальную торговлю? Все дело в ковидных ограничениях, повлекших за собой закрытие на длительный срок торговых центров. Вначале пандемия, а в 2022-м изменившаяся геополитическая обстановка и введенные санкции, за которыми последовал уход ряда зарубежных компаний с российского рынка, сыграли на руку электронной коммерции, сократив долю поклонников офлайн-шопинга.
Дабы не быть голословной, отмечу, что, по самым скромным подсчетам, количество посетителей торговых центров сократилось в 2020-м на 5,5 млн человек, в 2021-м – еще на миллион. А выручка здесь снижалась вообще миллиардами, в то время как доходы электронных площадок начали расти. Так, например, оборот Wildberries с начала пандемии поднялся на 620 млрд рублей – с 223 млрд до 844 млрд, оборот Ozon – с 80,7 млрд до 445 млрд, онлайн-продажи на Яндекс Маркет – с 44 млрд до 122 млрд.
Однако, как отмечает New Retail, пандемия хоть и стала катализатором, но не главной причиной сокращения офлайн-покупок. За период локдауна люди убедились, что онлайн-шопинг – это удобно. Сформировалась новая потребительская привычка. Если пять лет назад было трудно представить, что люди будут массово заказывать одежду и обувь через интернет, то сейчас это никого не удивляет.

А как у нас

Оценили прелести электронной коммерции и орловцы, потратившие онлайн, по данным АКИТ, только с января по июнь около 7,1 млн рублей. Для сравнения: за весь 2019 год наши земляки израсходовали виртуально 6,07 млрд рублей, в 2020-м – 11,08 млрд, а в 2021-м – 14,42 млрд.
Что касается предпочтений, то, как и в целом по стране, на Орловщине среди заказов лидирует сегмент цифровой и бытовой техники – с начала года куплено таких товаров на 1,4 млрд рублей. Одежду и обувь, в том числе детям на выпускные, орловцы заказали на 1,2 млрд рублей, мебель – на 1,1 млрд, товары для красоты и здоровья – на 581 млн, автозапчасти – примерно на 300 млн. Еще 181,7 млн потратили наши земляки на онлайн-покупки инструментов и садовой техники, 165 млн ушло на сумки, ремни и прочие аксессуары, 107 млн – на зоотовары и 91,2 млн – на книги. Таблеток и лекарств наши земляки приобрели онлайн на 52,6 млни рублей.

Но то ли еще будет. Продажи в виртуальном сегменте торговли в России в целом и в Орловской области в частности будут только расти. Во всяком случае в этом уверены в компании Data Insight, чьи эксперты прогнозируют к концу года удвоение российского рынка eGrocery (дистанционная торговля товарами повседневного спроса). По предварительным оценкам, количество заказов по стране превысит 550 млн (в 2,4 раза больше, чем в 2021 году) и выльется в денежном выражении в 703 млрд рублей (в 2,1 раза больше, чем в 2021-м). Продолжится и расширение географии сервисов электронной коммерции, а также ускорится время доставки.