Утепляться стало дорого

2023-10-28

Автор: Надежда Алексеева, фото автора

Купила я в прошлом году новую куртку на осень. Черную, немаркую, как говорится, и в пир, и в мир. Но, как известно, сердце красавицы склонно к изменам и переменам. На днях, проходя мимо витрины с яркими плащами и пальто, захотела добавить в свой осенний образ ярких красок. Зашла внутрь и ахнула… Из другого магазина вышла с аналогичными эмоциями. Придя на работу, открыла данные статистики и удивилась: цены на верхнюю одежду выросли в стране на четверть. Во сколько теперь выльется покупка модных осенне-зимних образов, читайте в материале «ОВ».



Закономерная тенденция

По информации аналитиков государственной системы маркировки «Честный знак», с начала осени цены на верхнюю одежду в России выросли в среднем на 25,7% по сравнению с летними месяцами. Если рассматривать по группам товаров, то пальто подорожали на 21,8%, плащи – на 34,3%, куртки поднялись в цене на 34,3%, ветровки – на 9,7%.
Более наглядно рост цен выглядит, если перевести его из процентов в рубли. Если летом мы могли купить пальто в среднем за 8 тыс. рублей, то в сентябре ценник достиг 9,8 тыс. Стоимость плащей поднялась с 5,5 тыс. рублей до 7,4 тыс., курток – с 4 тыс. рублей до 5,5 тыс. Те, кто не успел купить ветровки заранее за 2,8 тыс. рублей, теперь отдают за них в среднем 3 тыс.
«Повышение цен – закономерная тенденция, связанная с наступлением сезона высокого спроса и выходом на рынок новых коллекций», – пояснила «Известиям» руководитель товарной группы «Легпром» Центра развития перспективных технологий (оператор «Честного знака») Анна Петрушина.
Справедливости ради стоит отметить, что, например, в Орле в сетевых магазинах все еще можно найти одежду по прошлогодним ценам – из старых коллекций. Если вам кошелек дороже моды, то обратите внимание на стойки, где висят товары предыдущих лет со скидками.

Зависимость от импорта

Впрочем, модные тенденции – не главная причина роста цен на верхнюю одежду. Как отмечают авторы исследования, изменение ценников в сторону повышения связано с тем, что большинство товаров категории «верхняя одежда» мы по-прежнему везем из других стран. Из-за бугра в Россию приезжают 74% пальто, 55% ветровок и 67% курток. Поэтому стоимость этих изделий напрямую зависит от курса рубля и затрат на логистику.
По словам Армена Мкчаряна, владельца одного из магазинов одежды в Орле, расходы на привоз товара из-за границы только в этом году выросли в два раза. А с начала пандемии, как отмечает предприниматель, затраты на логистику увеличились примерно в пять раз.
Однако в эту логику никак не укладывается ситуация с таким предметом одежды, как плащ. Львиная доля этих изделий (75%) у нас российского производства, и только четверть товаров приходится на импорт. Однако почему-то именно этот предмет гардероба дал максимальный в процентном соотношении (+34,3%) рост.
Ситуацию разъяснила хозяйка одного из орловских ателье Наталья Князева. По ее словам, несмотря на то, что отшивают плащи и тренчи в России, ткани, нитки, фурнитура в большинстве своем приезжают из-за рубежа. Именно эти «ингредиенты» и виноваты в подорожании «общего блюда», пусть и отечественного пошива.
«Например, у нас в ателье, если заказчик не приносит свои ткани и фурнитуру, мы используем сырье китайского производства. И хотя для удешевления закупок из Поднебесной мы перешли на расчеты в юанях, все равно отметили повышение цен раза в два. А найти аналогичные товары такого же качества у отечественных производителей либо не можем, либо они выходят на порядок дороже, – признается орловчанка.
Так что зависимость от импорта, а значит, влияние курса иностранной валюты на стоимость продаваемой в России верхней одежды пока еще сохраняется.

Инвестируйте в п альто

Кстати, если говорить о структуре спроса на верхнюю одежду, то плащи являются наименее востребованным товаром у российских покупателей. На их долю приходится всего 4% от общих продаж верхней одежды. Низкий спрос объясняется небольшим сроком использования тренчей в нашем переменчивом климате – изделие можно рассматривать как решение для короткого переходного периода между летом и осенью. А вот куртки по-прежнему являются массовым трендом, ведь они спасают от ветра и дождя, сочетаются как со спортивными вещами, так и с классикой.
Помимо курток, повысился в этом году спрос и на пальто, которое россияне сегодня рассматривают как «идеальную инвестицию на долгие годы». Но чтобы этот предмет гардероба прослужил несколько сезонов, сотрудник магазина верхней одежды в Орле Татьяна Маркина советует обращать внимание на состав изделия – большое содержание шерсти и мембрана позволят носить вещь весь сезон до самых холодов.

 


Справка «ОВ»

47,3 млн единиц составил объем производства и импорта плащей, пальто, ветровок и курток в России за девять месяцев 2023 года.

 

Средние цены на меховые изделия в России выросли на 14%. Так, в январе–августе 2023 года стоимость шубы составила 60,3 тыс. рублей. Для сравнения: этот товар в тот же период 2022 года стоил лишь 52,7 тыс. рублей. В начале сентября шубы подорожали еще больше – до 71,1 тыс. рублей.