«В музее многое знак и многое символ»

2018-12-21

Автор: Беседовала Ольга Шевлякова

В ноябре, в дни празднования 200-летнего юбилея великого Ивана Сергеевича Тургенева, свой небольшой, но долгожданный подарок получил орловский музей писателя: в нем наконец-то завершился бесконечный, вызвавший массу нареканий ремонт. Музей с обновленной экспозицией вновь открыт для посещений. О ее концепции, о том, как эта экспозиция создавалась и какие замыслы так и не удалось реализовать, мы поговорили с научными сотрудниками музея И.С. Тургенева Людмилой Балыковой и Еленой Мельник.



То, что важно
– Музей долгое время был закрыт на реставрацию. Тем не менее, пусть не в родных стенах, вы готовили и осуществили различные проекты, в том числе связанные с юбилеем И.С. Тургенева. Расскажите о них.
Елена Мельник:
– Год выдался очень сложным – ремонт в музее затянулся. Пока у нас не было постоянной экспозиции, спасали выставочные проекты, какие-то другие виды просветительской работы. Среди них есть особенно значимые. Например, выставка «Капля жизни» – наш совместный проект с донецким художественным музеем «Арт-Донбасс». Вместе с коллегами мы смогли организовать для юных художников из Донецка, оказавшихся в тяжелых обстоятельствах, настоящий праздник. Мне очень понравилась формулировка одного блогера, который написал, что орловскому музею удалось построить тургеневский форпост на Донбассе. Хочется отметить, что организация этой выставки оказалась делом очень непростым, и поблагодарить за помощь Михаила Васильевича Вдовина, который всегда старается оказать нам поддержку. Одним из итогов проекта стало предложение Общественного совета города Орла выпустить набор открыток с работами детей-участников. Идею удалось реализовать, и в ближайшее время открытки выйдут в издательстве «Орлик».
Вообще, все наши выставочные проекты были адресованы в первую очередь тем, кто особенно нуждается в тургеневском слове. Так появилась мысль организовать выставку прикладных и графических работ осужденных исправительных колоний, расположенных на территории Орловской области. Нам эта идея показалась вполне уместной, поскольку Тургенев не только проповедовал милость к падшим, но и сам проявлял к ним милосердие. Благодаря участию Тамары Васильевны Жаворонковой (председатель Общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Орловской области, входит в состав Общественного совета при УМВД РФ по Орловской области. – Прим. ред.) мы побывали в орловских колониях, познакомились с осужденными, прочитали им лекции о жизни и творчестве Ивана Сергеевича и предложили тему для работы: «Культура быта дворянских гнезд». И люди настолько горячо восприняли тургеневское слово, так живо откликнулись, что их умение, фантазия в разработке сюжетов нас просто поразили. На выставку нам представили несколько десятков экспонатов. Некоторые работы, которые отличились особенным вкусом и изяществом, мы попросили оставить в музее для обновленной экспозиции.

Реэкспозиция – это риск
– Параллельно с этим вы ведь занимались подготовкой новой экспозиции. Какова ее концепция? На чем сделаны акценты?
Людмила Балыкова:
– Эта подготовка стала главным делом всего юбилейного года. Мы оставили прежний титул: «Тургенев. Жизнь для искусства» и в корне концепцию не меняли, ведь по опыту знаем, что реэкспозиция – это огромный риск. В музее все знак, символ – и книга, и предмет, и, конечно, рукописи. Чем мы располагаем? Мы, пожалуй, единственный музей Тургенева и в России, и за рубежом, имеющий такую коллекцию вещей «первого ряда». У нас много подлинников, хотя не все они доступны для просмотра. Образцы рукописей, к примеру, через несколько месяцев экспонирования полагается заменить на факсимильные копии. Тем не менее, все оригиналы хранятся в музее. Среди особенно ценных наших экспонатов – единственное известное письмо отца писателя к матери.
Богата наша портретная галерея – один портрет Тургенева работы К. Маковского чего стоит, а Рокотов… Живописные полотна мы постарались дополнить серией скульптур-бюстов, среди которых копии античных авторов, а также подлинники – работы академика А. Беляева, М. Антокольского, Ж. Полонской. Все это, мне кажется, должно тронуть человека, «проницаемого» для искусства.
И все же в новой версии экспозиции мы постарались расставить более сильные акценты, сделать ее экспрессивнее, памятуя о том, что современный человек привык к громким звукам, эмоционально-выразительным средствам… Удивить, заинтересовать сейчас очень сложно.
Некоторые наши решения вызывают споры. К примеру, в первом зале экспозиции мы поместили живую птицу в клетке; рядом с манекеном – условной женской фигурой – маленькая птичка в клетке поневоле наводит на мысль о рвущейся на свободу живой душе. В «театральном зале» находятся два манекена, которые довольно сложно концептуально вписаны: с одной стороны, это образ театра, с другой – попытка показать, что такое усадебная жизнь для тургеневского героя, а также «поговорить о странностях любви». А споры нас не пугают. Споры – тоже попытка размышлять. И это уже хорошо.
– Все ли в новой экспозиции получилось так, как вы задумывали?
Людмила Балыкова:
– К сожалению, из-за отсутствия средств в полной мере реализовать задуманное мы не смогли. Например, мы планировали установить в фойе информационный киоск, чтобы рассказать, между прочим, об истории музея, которому в ноябре исполнилось сто лет. В залах мы хотели расположить три мультимедийных экрана. На одном с помощью слайдов рассказывалось бы о тургеневских местах за рубежом – поскольку мы постоянно изучаем европейские маршруты писателя. Второй должен был разместиться в «театральном зале», где представлены два костюма тургеневских персонажей из фильма «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», подаренные нам режиссером Верой Глаголевой. Здесь можно было бы демонстрировать отрывок из этого фильма. В самом финале экспозиции мы хотели бы показать на экране тургеневские места серединной России в сопровождении волшебных текстов нашего поэта. Для этих целей все было подготовлено, но не случилось.

С миру по нитке
– То есть на те самые современные технические средства привлечения аудитории, которыми хвалятся практически все крупные музеи, денег у учредителей как раз и не нашлось… А за счет каких ресурсов создавалась новая экспозиция?
Елена Мельник:
– Деньги нам выделили на «одежду» для экспозиции – шторы и рамочки, на манекены, на обрешетки для батарей, изготовили батик для двух залов. Остальное получилось благодаря людям, которые очень живо откликнулись и протянули нам руку помощи. Большой удачей мы считаем встречу с художником Александром Михайловичем Потаповым, преподавателем Орловской школы искусств и ремесел. Он сделал для нас точные копии детских игрушек времен Тургенева. Это щелкун, солдатик и лошадка. Александр Михайлович больше года трудился над их изготовлением. Он старался «состарить» краски, чтобы игрушки приобрели нужную фактуру, налет прежнего времени…
В старинном шкафчике, который мы называем «охотничьим», у нас поселилась пестрая куропатка, подарил нам ее орловский мастер-таксидермист Евгений Михайлович Ноздрин. Мы уже упомянули щедрый дар Веры Витальевны Глаголевой, сделанный ей незадолго до кончины, – костюмы Аркадия Сергеевича и Натальи Петровны Ислаевых, сшитые по лекалам девятнадцатого века. Еще один драгоценный подарок – фонарь-витраж, расписанный сценами из «Записок охотника». В Буживале у Тургенева были витражи, украшенные сценами из этого цикла рассказов, – так что в каком-то смысле работа орловских витражистов Алексея и Василия Каревых – наш привет Буживалю. Этот фонарь неизменно вызывает восхищение у посетителей музея.
Тему охотничьих странствий поддержал совершенно неожиданно, волшебным образом появившийся у нас макет Бежина луга – подарок художника Любови Евгеньевны Жмакиной. Ее же руками изготовлена дивная кукла Степовик, герой одноименной сказки Тургенева. Еще один дар музею – семейная реликвия, старинное блюдо – от члена правления Тургеневского общества Терезы Михайловны Кривиной. Нельзя не отметить и помощь Сбербанка (спасибо Елене Леонидовне Страшкевич!) – его сотрудники собрали необходимую сумму, чтобы мы смогли приобрести живописный портрет Сергея Николаевича Тургенева (автор Ольга Сорокина).
И, конечно, хочется поблагодарить всех работников музея за проделанную колоссальную работу. Разумеется, мы с Еленой Григорьевной работали под эгидой нашей администрации и научного руководителя Л. В. Дмитрюхиной. Нам очень помогал заслуженный художник России Владимир Николаевич Блинов. Спасибо нашему музейному художнику-оформителю Людмиле Анатольевне Грековой, Александру Константиновичу Коленкину. Большая благодарность нашим сотрудникам Алине Николаевне Антоновой, Светлане Леонидовне Жидковой, Антону Юрьевичу Бушунову – словом, всем, кто с достоинством выполнил эту сложную масштабную работу.
P.S. Книга отзывов музея Тургенева заполняется благодарными откликами посетителей. Процитируем один из последних: «Мы из Москвы и очень глубоко тронуты городом Орлом и его литературными музеями. Конечно, центральное место принадлежит музею Тургенева. Высокопрофессиональное преподнесение материала экскурсоводом, подлинные вещи, экспозиция – от всего этого приходишь в полный восторг. Спасибо вам, хранители русского наследия в литературе и культуре!»