«В театре много возможностей для реализации»

2023-01-25

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива А. Черкашина

«Я театральный ребенок. С самого детства знал, кем хочу стать, когда вырасту», – с таких слов начал интервью Аркадий Черкашин. Представитель творческой династии из Орла, Аркадий продолжил семейное дело и работает в Московском государственном театре РОСТА. Актер, режиссер и музыкант рассказал корреспонденту «ОВ», за что он любит театр, какие спектакли мечтает поставить, а также о своем участии в постановках, киносъемках и отношении к писателям-орловцам.



Нашел себя в РОСТА

– Аркадий, в труппе театра РОСТА вы выступаете сразу в двух ролях – актера и режиссера…
– Моя занятость в театре не ограничивается этим. Я ставлю спектакли как режиссер, участвую в них как актер. Помимо этого, записываю передачи, связанные с театром (не только с нашим), беру интервью, снимаю документальные фильмы. Еще я занимаюсь музыкой – пишу ее для спектаклей, делаю аранжировки. За это я люблю театр – здесь нахожу множество возможностей для реализации своего потенциала.
– Как вышло, что вы «и швец, и жнец, и на дуде игрец»?
– Я с детства видел театр изнутри, был очарован этим синтетическим искусством. Театр создают и артисты, и музыканты, и художники, даже инженеры! На мой взгляд, это здорово: в таком большом механизме всегда можно найти себя.
А примером для сочетания нескольких ипостасей для меня стал отец, Игорь Анатольевич. Сначала он был актером. Получив режиссерское образование, стал ставить спектакли. Одно не противоречит другому, в каком-то смысле даже помогает, если держать баланс.
– За театром РОСТА закреплен имидж ТЮЗа. Как вы ощущаете себя в качестве создателя спектаклей для детей?
– Если задать этот вопрос любому, кто занимается творчеством для детей, все сошлются на одну и ту же фразу: «Для детей делай как для взрослых, только лучше». Безусловно, эта доктрина верная. Юные зрители очень тонко чувствуют фальшь, поэтому спектакль должен быть филигранно исполнен. С детской публикой всегда идет потрясающий энергообмен.
В театре есть и вечерний репертуар, для взрослых. Например, я играю Бобчинского в «Ревизоре»… Вообще, формат нашего театра скорее семейный, нежели сугубо детский.
– Какие ближайшие постановки с вашим участием состоятся?
– В качестве артиста-вокалиста-танцора буду играть в мюзикле для детей «Цветик-Семицветик», который ставит Дарья Борисова. Это представление для всей семьи, по-новому осмысленная, с современными песнями и танцами сказка. Продолжаю писать музыку на спектакль «Чайка» для Школы драматического искусства.

И музыка, и кино

– Кстати о музыке. Сейчас вы ее сочиняете в рамках проекта Stekklo. Правильно я понимаю, что участие в нем для вас это не столько медийность, сколько способ самопознания?
– Stekklo как идея возник давно, просто я писал в стол. Здесь и акустика, и современная электроника, и альтернатива в виде нескольких рок-композиций. Это эксперимент, он не прекращается, этим и интересен. Конечно, для зрителей это небольшой шок – только они привыкли к одному звучанию, в следующем альбоме их ждет уже другое. Эта история про поиск новых инструментов, которые я еще «не трогал».
– Вы пробуете себя и в киноиндустрии – недавно в кинотеатрах показывали картину «Либерея. Охотники за сокровищами», где вы сыграли эпизодическую роль. Расскажите о съемках, своем отношении к картине. На мой взгляд, это своего рода эксперимент отечественной киноиндустрии…
– Действительно, фильм – интересный шаг российского кино в приключенческий экшн. Там есть и комедия положений, и увлекательный нарратив, это редкость для приключенческих фильмов. Моя роль там эпизодическая – ведущий презентации, так что мое участие в проекте нельзя переоценивать. Но съемочный процесс вспоминаю с теплом.
– А вообще, какие фильмы вы любите?
– Из советских картин это «Сталкер» Тарковского, «Человек с киноаппаратом» и «Москва слезам не верит». Последний, хотя он может показаться наивным, нужно посмотреть всем – этот фильм является отражением советской эпохи, да и актерский ансамбль там неподражаем. Из зарубежных нравится «Крестный отец». Очень достойный фильм «Апокалипсис сегодня». Особняком в моей подборке стоит Джим Джармуш – люблю все его фильмы, начать советую с просмотра картины «Ночь на Земле».

Актуальная классика

– Успешно строя карьеру в столице, вы регулярно наведываетесь в Орел, где часто реализуете свои творческие проекты. Пару лет назад тут был создан сайт-специфик-спектакль «Город», который собрал большое количество зрителей. Есть желание повторить опыт?
– Я не забываю родной город, хотя времени катастрофически мало. Стараюсь помогать информационно интересным проектам, со многими творческими орловцами дружу.
Если говорить про сайт-специфик-спектакль, безусловно, хотелось бы повторить. Этот проект, по сути являющийся интерактивной экскурсией по городу, стал итогом работы театральной лаборатории. Я собрал всех желающих участвовать, читал для них лекции, делился знаниями, то есть провел театральную лабораторию и попробовал на практике техники иммерсивного театра.
После подготовки участники лаборатории стали участниками спектакля. Это был скорее социальный проект – дать людям возможность раскрыть себя, выступить на публике, избавиться от зажимов. Конечно, хотелось бы большего размаха, ведь в прошлый раз мы работали на чистом энтузиазме.
– За основу вы взяли творчество писателей-орловцев. Любите классику?
– Однозначно! Классика всегда актуальна. Просто нужно искать новые формы, чтобы заинтересовать современного зрителя. Необходима интересная трактовка, а все смыслы зритель откроет для себя сам.
– Хотели бы поставить на сцене что-то из произведений орловских писателей?
– Да, это моя небольшая мечта. С удовольствием взялся бы за классику, необязательно в академическом виде. Мои мастера учили: выбирайте хорошую литературу; чтобы ее поставить, нужно приложить много усилий, но у вас хотя бы будет крепкий фундамент.
Хотел бы поставить что-то, например, из Бунина. Вообще, русские классики – бесконечное пространство для исследования.