Валентина Ермакова: «Мы учим извиняться»

2011-01-31

Автор: Алина ЖУКОВА

О том, чего недостает современной молодежи и зачем студенту красота, рассказывает директор Орловского института эстетического образования Валентина Ермакова



Сегодня продолжаются дискуссии о том, какая она, нынешняя молодежь, что формирует образ современного студента высшего учебного заведения, и должен ли вуз брать на себя хоть какую-то часть воспитательных функций и посредством их влиять на становление личности будущих выпускников. Или единственное предназначение alma mater – наделить обучающихся необходимым запасом знаний, иначе говоря, исключительно утилитарно-прикладное?

Валентина Ермакова, директор института эстетического образования, уже давно существующего в Орловском государственном университете, кандидат философских наук, профессор, убеждена: некоторые молодые люди с трудом отличают добро от зла. И одна из задач преподавателя – научить их этому, прояснить понятия морали, нравственности, долга, привить любовь к прекрасному. В преддверии Дня студента корреспондент «ОВ» побеседовала с Валентиной Викторовной об образе современного студента и роли эстетического образования.

Чувства ответственности многим не хватает

– Валентина Викторовна, давайте начнем наш разговор с того, каким вам представляется образ настоящего современного студента? Какими качествами, на ваш взгляд, он должен обладать?

– Во-первых, он должен быть очень ответственным человеком, потому что чувства ответственности сейчас не хватает многим. В наше трудное, суровое время молодежи необходимо раньше взрослеть. Молодые люди должны понимать, что учебой создают фундамент дальнейшей жизни. Во-вторых, студенту нужно быть целеустремленным. Ставить перед собой цель и стараться ее добиться. В-третьих, необходимо трудолюбие, ведь жизнь показывает, что иногда очень способные, но ленивые молодые люди не достигают ничего. И, конечно, современный студент – это человек нравственный, способный сострадать, выполнять свой долг, стремиться к красоте, добру, истине.

– Закончив школу, в университет приходят молодые люди, уже обладающие всеми этими качествами?

– К сожалению, чаще нет. С большинством нужно работать, чтобы они такими стали. Для этого в декабре 1999 года в ОГУ и был создан Институт эстетического образования (ИЭО). Одним из инициаторов его был профессор художественно-графического факультета Андрей Ильич Курнаков. Институт образован на базе существовавшего ранее факультета дополнительных профессий. Тогда он расширился, и возникли теоретические отделения, на которых сейчас преподается ряд дисциплин.

Сейчас в ИЭО существует три факультета: нравственно-эстетической воспитательной деятельности, художественно-прикладного мастерства и художественно-исполнительского творчества. Здесь есть хореографическое отделение, оркестр русских народных инструментов, театральная и вокальная студии. Например, на теоретических отделениях преподаются такие предметы, как основы нравственно-эстетического формирования личности, музееведение, основы вожатского мастерства, эстетические и нравственные ценности Орловского края. Я веду здесь две дисциплины: введение в мир эстетики и этики, а также нравственную и эстетическую культуру.

Сегодня ощущается дефицит любви

– И что вы стараетесь привить студентам на занятии, посвященном, например, нравственной и эстетической культуре?

– Мы говорим о формировании нравственных и эстетических качеств в человеке. К примеру, об отношении человека к природе, о культуре общения, быта и досуга. Такой категории ценностей, как любовь, я посвящаю обычно несколько занятий. Ведь любовь бывает не только между мужчиной и женщиной. В целостном, космическом смысле существует любовь между родителями и детьми, любовь к профессии, к природе, к малой родине, к России. Когда мы со студентами это обсуждаем, зачастую приходим к выводу, что сегодня всё же ощущается дефицит любви, взять хотя бы любовь родителей к детям. Мы многое анализируем и иногда вспоминаем случаи, по-настоящему страшные.

На занятиях мы смотрим видеофильмы о культурном наследии нашего края. Я показываю студентам фрагменты из опер, таких, как «Пиковая дама», «Евгений Онегин», и многих других. Большое внимание в общении с ребятами стараюсь уделить связи эстетических категорий «прекрасного» и «безобразного», «возвышенного» и «низменного», «трагического» и «комического». Мы рассматриваем проявление нравственных категорий, таких, как любовь, честь, совесть, долг, добро, зло, в будущей профессии студентов, чтобы молодые люди в этом разбирались и делали для себя выводы.

– Как я понимаю, вы стараетесь подготовить не только специалистов, но в первую очередь людей с высоким уровнем нравственной и эстетической культуры…

– Это действительно так. На отделении «Эстетики и этики общения» обсуждаются формы владения русским языком. Мы стараемся научить ребят, казалось бы, простым, но полезным навыкам. Например, как подписать открытку или приглашение. Занимаясь на отделении «Театроведение», студенты и преподаватели не просто много разговаривают о театре. Ребята ходят на спектакли, встречаются с актерами, задают им вопросы. На отделении «Вожатское мастерство» есть педагогический отряд, студенты выезжают в лагеря, работают там с детьми. Участники вокальной студии «ИнЭстО» под руководством А.С. Абдуллаева вместе с другими студентами факультета художественно-исполнительского творчества участвуют в профориентационной деятельности, регулярно выступают с концертами на различных мероприятиях и конкурсах. Студенты театральной студии «Ювента» с успехом выступают на сцене усадебного театра при музее И.С. Тургенева, где они ставят спектакли по произведениям авторов XVIII века. Кстати, театральную студию возглавляет наша бывшая студентка, преподаватель филологического факультета Наталья Николаевна Смоголь. Она была участницей студии еще когда существовал факультет дополнительных профессий.

Почему студенты плачут

– Образование в ИЭО считается дополнительным. Студенты получают его бесплатно параллельно с обучением на основном факультете. Но могут этого и не делать: нагрузки и так высоки, зачем еще напрягаться… А практическая реализация полученных в институте навыков предусматривается? В какой форме она проявляется?

– В первую очередь во всевозможных творческих состязаниях. Под руководством нашего института, например, ежегодно проводится Дельфийский фестиваль – это состязание в художественно-исполнительском творчестве между факультетами. ИЭО проводит работу и с ветеранами, мы готовим концерты ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы. Мероприятия получаются очень трогательные. А в конце каждого учебного года мы организуем фестиваль творчества студентов института.

– Возглавляя институт уже довольно долго, вы наверняка можете сделать вывод: насколько у нынешних студентов выражена потребность в эстетическом образовании?

– В большинстве своем студенты уже готовы к восприятию прекрасного, понимают, что это им нужно, многое для себя открывают. С удовольствием приходят на занятия. Мы стараемся, чтобы занятия не были занудными, чтобы присутствовал диалог и вся информация воспринималась эмоционально. Часто мы рассматриваем и обсуждаем по-настоящему серьезные проблемы. Мы учим, что нужно уметь извиняться: ведь нагрубить всегда легче, а сказать «прости» или помочь чем-то гораздо сложнее, но это необходимо. И студенты иногда сидят и плачут, потому что осознают это.

– А с какими трудностями приходится сталкиваться во время обучения?

– Всякий раз убеждаешься в том, что ребята, которые приходят к нам после школы, не знают элементарных вещей. Многие не могут сказать, что такое добро, отличить его от зла. Например, я прошу назвать какой-либо возвышенный, выходящий за рамки обыденного поступок, и они отвечают: «Уступить место старушке в троллейбусе». Но разве это возвышенное?! В итоге приходишь к выводу, что работать с ними нужно еще очень много.

– И молодые люди в процессе обучения меняются?

– Да, были такие моменты, но в основном с парнями. Они приходили такие безразличные, холодноватые, а потом, когда втягивались в процесс, начинали активно участвовать в мероприятиях и с удовольствием рассказывать о красоте мира.