Валерий Ефимов: «Городу нужен символ»

2010-07-12

Автор: Ольга Захарова

На одном из недавних заседаний в мэрии рабочая группа единодушно приняла эскиз герба Орла, предложенного нашим земляком, художником Валерием Ефимовым. Валерий Николаевич рассказал «ОВ» об этом проекте, а заодно о своем творческом пути и о проблемах, которые волнуют художника.



«Это странное место Камчатка»

– Валерий Николаевич, расскажите немного о годах вашей учебы.

– В орловский пединститут я поступил, будучи уже взрослым человеком, после армии. Известные на тот момент орловские художники что-то во мне увидели, порекомендовали. И я послушался. Рядом учились совсем еще молодые ребята, девчонки, взрослых было всего ничего. Одно имя я назову. Геннадий Зюганов. Правда, учились мы на разных факультетах: я на худграфе, он на физмате. Но в жизни пересекались нередко: оба секретари комсомольской организации. После окончания вуза мне тоже предлагали работать в партийной системе, но я от этой идеи отказался и уехал на Камчатку.

– Что вас так привлекло в этих заповедных краях? От Орла до Камчатки многие тысячи километров…

– Идея отправиться туда пришла спонтанно. Много лет назад в одном магазинчике я приобрел книгу о художнике, который работал на Чукотке. Эта мысль сразу меня увлекла, и я поставил перед собой определенную задачу: а смог бы я свое творчество посвятить подобной теме? Чукотка была уже освоена другим живописцем, и потому я поехал на Камчатку.

– Ваш художественный стиль и тематическое направление сформировались там?

– Меня всегда интересовала национальная тематика. В результате длительных поисков я пришел к выводу: так же, как и я нов для этой земли, должна быть нова и тема, над которой я буду работать. Так родилась тема освоения Дальнего Востока первопроходцами. Художественному творчеству предшествовал подготовительный труд: я изучал архивы, специальную литературу, повести, романы, документы – словом, всё, что давало возможность понять жизнь, путь, задачи, поставленные Петром I перед экспедицией Витуса Беринга. Глубоко изучив исторический материал, я начал свой путь-исследование из Дании, откуда молодой морской офицер приехал в Россию. Впоследствии экспедиция Беринга более трех лет продвигалась от Петербурга до Охотского моря. Люди замерзали во льдах, умирали от цинги. Кресты на могилах тех, кто описывал эти земли, формируя границы России, стоят почти по всему побережью Северного Ледовитого океана. И я прошел по этому пути.

С верой в Бога

– Как изменились ваши творческие идеи, когда вы вновь вернулись на родину, в Орел?

– Здесь я обратил внимание в первую очередь на пейзаж. В Орле совершенно иная, по сравнению с Камчаткой, цветовая гамма, нет состояния некой цветовой открытости, тона в основном спокойные, пастельные. Тяготея к исторической тематике, я и здесь современные пейзажи обрамляю некой исторической канвой. Я очень хорошо помню историческую часть моего родного города. Всю свою молодость я провел на улице Ленина. Помню, здесь еще ходили трамваи, неподалеку был театр кукол и Александровская булочная. И вот сейчас, выходя на балкон мастерской, я порой сожалею, что нет уже тех красивых двухэтажных домиков, что всё вокруг настолько изменилось.

– В какой-то момент вы начали заниматься религиозной живописью, даже расписывали храм в Петропавловске-Камчатском, пишете иконы. Расскажите об этой стороне вашего творчества.

– Я родился и жил в семье священнослужителей. Бабушка моя была регентшей в Троицком храме, в семье очень строго отмечались все религиозные праздники, я постоянно бывал на службах. Даже имя мне дали, потому что крещен был в день святого Валерия. Вера в Бога была со мной всегда. Поэтому определенная внутренняя готовность к творчеству религиозному у меня присутствовала. Во время строительства первого в постсоветский период храма на Камчатке, церкви Петра и Павла, после определенного обряда посвящения мне было доверено расписывать храм, готовить иконостас. На этот период я временно ушел из семьи, жил в храме, потому что необходимо было держать строгий пост. Церковь тогда еще не отапливалась, холодно было так, что кисти замерзали в воде. Но трудности не пугали. Даже наоборот. Это время я вспоминаю сейчас с большой благодарностью. Уже после этого занялся реставрацией, и сейчас мне поручают работы по восстановлению икон. Порой доводится извлекать буквально из небытия удивительные вещи!

Корона для Орла

– Как пришла идея заняться проектом новой официальной символики города? И каким в результате получился новый орловский герб?

– Вернувшись в родной город, я ненароком узнал, что герб и флаг, которые были согласованы в горсовете в 1998 году, не утверждены геральдическим советом при президенте. Я немного занимался геральдикой раньше, поэтому специфика работы мне в принципе понятна. Продолжил занятия в Орле и даже вошел в состав геральдической комиссии при губернаторе. Это дало мне возможность увидеть, как много здесь не сделано. Я начал работать над эскизами герба, причем последний год особенно активно – трехлетний труд приобрел уже более конкретные очертания. Чтобы получить более четкое представление о том, как развивалась история официальной символики Орла, я много времени проводил в архивах. И вот, изучив исторический материал, создал собственный вариант герба, который одобрила местная комиссия.

Праздничный вариант

– Расскажите немного о символах, содержащихся в новом гербе нашего города.

– Корона, присутствующая на голове орла, на самом деле не имеет никакого отношения к монаршей власти. Это символ города, изначально заданный геральдическим комитетом. Коронами наделялись города, имеющие серьезное историческое значение. Орел, например, был создан по велению царя Ивана Грозного. На праздничном варианте герба присутствует лента ордена Великой Отечественной войны I степени, которым город был награжден в 1980 году. Меня спрашивали также о смысле красного цвета, используемого в цветовом оформлении герба. На самом деле красный цвет всегда присутствовал в российской символике, и я также счел нужным его применить. На гербе присутствует изображение листьев дуба, символизирующего твердость и крепость. Лазоревый фон – символ небесной чистоты. Конечно, я не мог не использовать в качестве цвета оконечности герба зеленый – именно таким традиционно видится наш город. Хотя в процессе обсуждения находились те, кто отрицал присутствие этого цвета на гербе, зачем-то связывая его с исламом. В любом случае, как бы не противились оппоненты, я убежден: городу нужен символ. И чем скорее он появится, тем лучше.

Будничный вариант

– Валерий Николаевич, как и у всякого творческого человека у вас наверняка есть муза…

– Безусловно! Это любимая супруга Людмила. Жену среди всех красавиц Орла я выбрал самую красивую! Я много поездил по миру, и она всегда была главным украшением моих выставок.

 


Справка «ОВ»

Валерий Ефимов родился 7 ноября 1943 года в Орле. Окончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института, где учился у народного художника РСФСР А. И. Курнакова. С 1971 до 2004 год жил на Камчатке.

Автор исторических полотен, посвященных участникам 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга, многочисленных тематических картин, постеров, пейзажей, натюрмортов, портретов наших современников. Последние годы занимается религиозной темой. Автор многочисленных икон и росписей православных храмов. Создатель гербов, наград, эмблем. Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Единственный орловский живописец, занесенный в мировую энциклопедию художников.