Валерий Лагоша: «Со сцены меня зритель не отпустит»

2018-09-06

Автор: Ольга Шевлякова, фото предоставлено театром «Свободное пространство»

С наступлением осени в Орел возвращается театр. Каникулы завершились, премьеры подготовлены, артисты и зрители нетерпеливо ждут. И вот 13 сентября первым сезон открывает «Свободное пространство». Уже год художественным руководителем этого прекрасного, многими любимого театра является заслуженный артист России Валерий Лагоша. Год – как один миг. Год – как серьезное испытание на прочность, которое весь творческий коллектив выдержал с достоинством. Сегодня здесь множество креативных идей, интересных проектов и, конечно, новых спектаклей, выжидающих свой черед показаться зрителю. С каким настроением входит театр в 42-й сезон, чем удивит дорогих зрителей, можно ли рассчитывать на повторение в будущем году замечательного праздника искусства – полюбившегося фестиваля LUDI, об этом мы поговорили с Валерием Лагошей.



Вначале было тяжко
– Валерий Евгеньевич, год назад, после ухода из «Свободного пространства» Александра Михайлова, возглавлявшего театр в течение тридцати лет, вы приняли на себя руководство труппой. Худрук из своих, родной, можно сказать. Театру, думается, так легче. А вам? Адаптировались к новой ответственной должности?
– Предстоящий сезон я для себя лично характеризую как второй после неожиданного. Ну никак я не планировал в своей жизни заниматься подобными вещами. Предпочитаю делать то, в чем уверен. Площадка, сцена – это мое. Но в силу того, что жизнь у нас не всегда веселая, и, бог его знает, кого сюда могли бы «спустить», коллектив решил доверить это дело мне. Пытаюсь. Постепенно разбираюсь во всей административной волоките. Приходится находить время для всего – и для репетиций, естественно. Со сцены меня просто зритель не отпустит.
Конечно, вначале было совсем тяжко. Но мы с честью вышли из положения, достойно завершили сезон. У нас было немало хороших, сильных премьер – «Лавина» и «Женитьба» в постановке Линаса Зайкаускаса, «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева в интерпретации Галины Зальцман, детский спектакль «Остров сокровищ» авторства нашего режиссера Сергея Пузырева и другие. Были и всяческие околотеатральные придумки и проекты, различные интермедии и локации перед спектаклями. И зритель, знаете ли, к нам тянется.

От мистерии до мюзикла
– Ну, это для меня не удивительно. У «Свободного пространства» свой верный, любящий и думающий зритель. Чем будете открывать новый сезон?
– Спектаклем в постановке Андрея Дежонова «Тот, кто получает пощечины». Андрей – наш замечательный талантливый друг, согласившийся поработать буквально за символическую плату.
– Как гласит афиша, это будет цирковая мистерия по пьесе нашего великого земляка Леонида Андреева. Как пришла идея поставить именно это произведение?
– Эту пьесу предложил сам Андрей Дежонов. Не самое известное произведение Леонида Андреева, которое я на тот момент не читал. Но теперь хочу сказать огромнейшее спасибо Андрею за выбранный материал. Вообще, я редко встречаю режиссеров, которые находят такой контакт с актерами, принимают их предложения по работе над спектаклем. Он абсолютно чужд тщеславия. Нет такого, знаете: не я придумал, значит, не возьму. У нас здесь абсолютно коллективное творчество. Я сам с этим спектаклем сон потерял, постоянно что-то придумываю, утром прибегаю к Андрею – мы с ним спорим, орем даже, выходим на сцену, ребятам предлагаем – смотрю, в коридорах уже начали репетировать! Вот в таких приятных творческих муках рождается очень интересная, поверьте, работа. А молодая талантливая художница Арина Слободяник придумала к ней необычную декорацию. Зритель увидит на сцене не столько цирк, сколько историю любви, смерти, страсти… И, уверен, будет следить за действием не отрываясь, с огромным интересом.
Еще важный момент надо бы отметить – спектакль этот создается при финансовой поддержке партии «Единая Россия» в рамках проекта «Театры – детям».
– А какие еще спектакли-сюрпризы вы готовите поклонникам театра в этом году?
– После того как мы сдадим спектакль по Андрееву, приезжает человек, без которого я не мыслю существование нашего театра – давний друг «Свободного пространства» Олег Николаев (режиссер-балетмейстер, заслуженный артист Украины, много лет плодотворно сотрудничающий с орловским театром. – Прим. ред.) Я попросил сделать у нас что-то в его духе – потому что и его «Иисус», и «Одинокий блюз», и «Письма памяти» в театре всегда шли на ура. Николаев предложил пластический спектакль «Фокстрот 12 стульев», который он ставил и у себя в театре оперы и балета в Днепропетровске, и в Москве. Конечно, у нас он получится совершенно иным – Олег Николаев очень любит работать с драматическими артистами, ведь то, что мы не дотанцуем, мы доиграем. К тому же, он всегда начинает постановку с чистого листа, придумывает на конкретного актера, который перед ним. В спектакле планируется большая массовка, нужны танцующие юноши и девушки, и специально, чтобы их найти, мы объявляем кастинг. Так что, если вы обладаете соответствующими способностями, добро пожаловать к нам десятого сентября.
После «Двенадцати стульев» пойдет уже новогодняя кампания. Обходимся своими силами: Сергей Пузырев будет ставить новогоднюю сказку «Как у зимы лютой сердце появилось». Параллельно готовится еще один детский материал – Лариса Леменкова репетирует спектакль по пьесе Виктора Ольшанского «Зимы не будет». Она же, кстати, продолжит в театре проект для малышей и их родителей «Сказки на чердаке» – на малой сцене наша свободная от репетиций группа артистов рассказывает и показывает сказки. Все происходит в интерактивном режиме постоянного общения со зрителями.
2019 год объявлен Годом театра, и мы решили ударить по классике. Для этого пригласили нашу землячку, главного режиссера Московского областного театра драмы и комедии Веру Анненкову, на мой взгляд, интересного постановщика. Она будет ставить у нас «Лес» Островского. Не сказать, что она упертый консерватор, но большой сторонник классического русского театра. Не кондового, но традиционного. Это меня и привлекло. Я за последнее время много чего пересмотрел – и, вот честно, так хочется увидеть и услышать то, о чем писал автор, а не режиссерскую, не всегда уместную и умелую интерпретацию. Этим спектаклем мы будем заниматься уже после Нового года. Кроме того, мы хотим и дальше заполнять нишу музыкального театра в нашем городе – это всегда было одним из важных направлений нашей работы – и сейчас находимся в активном поиске мюзикла для детей и музыкальной комедии для взрослых.

Судьба фестиваля
– Гастрольные планы на сезон уже построены?
– В основном, конечно. Точно поедем в Тамбов, Калугу, Брянск. Также примем участие в фестивале «Подмосковные вечера» – там будем представлять спектакль Галины Зальцман «Месяц в деревне».
– Важный вопрос – судьба фестиваля LUDI, которая волнует и зрителей, и потенциальных участников, и вообще всю орловскую общественность, ведь фестиваль за столько лет стал настоящим масштабным культурным событием в регионе, которого и я лично жду с нетерпением. Дождемся?
– Этот вопрос пока открыт. Все зависит, как ни банально, от денег, точнее, от того, выделит ли область финансирование на проведение фестиваля в 2019 году. В прошлый раз мы уже столкнулись с трудностями: чтобы не подвести людей, на свой страх и риск мы это сделали, все организовали, влезли в долги, с которыми до сих пор не рассчитались. Но мы надеемся. Вроде бы, когда завершался предыдущий фестиваль, администрация региона обещала нас поддержать. Но пока все молчат. Сейчас у нас вообще нет никакого бюджета – даже обслуживание здания «повесили» на наши плечи. Выживать театру приходится только собственными силами и ресурсами. Возможно, следует дождаться результатов выборов и после уже будет яснее, что профинансируют, а что нет. А заявки на участие в фестивале LUDI в следующем году поступают в огромном количестве, из разных регионов и стран: Аргентина, Испания, Италия… желающих очень много.
– Валерий Евгеньевич, вы упоминали, что из-за финансовых затруднений приглашать режиссеров со стороны все сложнее. А сами не хотели бы примерить эту роль? Тем более, два спектакля, поставленных на сцене «Свободного пространства», в вашем багаже уже есть – «Калека с острова Инишмаан» Макдонаха и «Отель двух миров» Шмитта…
– Честно, думал. Но нужно, чтобы сама ситуация этого потребовала, чтобы она созрела.
– А что хотели бы поставить?
– Чехова. Он для меня самый великий, покруче Шекспира. Ну и еще есть авторы, конечно. Но, повторюсь, для этого должен настать момент.

Биография
Валерий Евгеньевич Лагоша, заслуженный артист России.

Родился
14 июня 1963 года в Волгограде.

Образование
С 1984-го по 1988 год учился в театральном училище имени М.С. Щепкина (руководитель курса – народный артист СССР В.И. Коршунов).

Карьера
Работал во МХАТе имени А.М. Горького, ТЮЗе города Волгограда. В театре «Свободное пространство» с 1991 года. С сентября 2017-го – художественный руководитель театра.


Справка «ОВ»

Кастинг среди юношей и девушек Орла и области для набора в балетную группу нового пластического спектакля «Фокстрот 12 стульев» пройдет 10 сентября в 17.00 в театре «Свободное пространство. Сбор участников в 16.15 на служебном входе театра. Если вы обладаете безупречным чувством ритма, невероятной пластикой и танцевальной подготовкой, вам от 18 до 35 лет, не упустите возможность принять участие в спектакле, который ставит один из известнейших режиссеров современности! Участникам с собой иметь: сменную обувь (для танцев); свободную (спортивную) одежду; флэшку с записью музыки. Адрес: г. Орел, площадь Карла Маркса, 2.