Важные птицы высокого полета

2018-10-12

Автор: Ольга Сударикова

Помните мультипликационный фильм «Крылья, ноги и хвосты» режиссера Александра Татарского? Это тот самый, где гриф учит страуса летать и герои размышляют «о главном». Как же он «разочаровывал» в детстве, когда телепрограмма заманчиво обещала мультфильмы, а показывали странные картинки, объединенные ну совершенно не сказочным сюжетом. Подрастая, мы видели на экране абсолютно иную иронико-циничную историю и жонглировали в разговоре с друзьями полюбившимися цитатами. Но разговор сейчас вовсе не о кинопредпочтениях, а о том, что главное в жизни все же крылья. Это понимает даже ребенок. Точнее, в первую очередь ребенок.



Юбилейный повод
Орловский театр кукол открыл новый, 76-й сезон на высоте. В прямом и переносном смысле. Были представлены сразу две премьеры – спектакли «Серая Шейка» и «Муха-Цокотуха». Их легендарные персонажи о прелести свободного парения знают все. Десятилетия маленький читатель с разными оттенками чувств, но всегда искренне и максимально вовлечено сочувствует бедной уточке, оказавшейся в ледяном плену, удачливой и незадачливой мухе.
Выбор материала неслучаен. В 2018 году театр отмечает 75-летие. Это повод показать лучшее, посмотреть на привычные вещи другими глазами и, наконец, просто рассказать хорошую сказку о дружбе и любви.
Не лишним будет уточнить, что первый спектакль театра кукол в Орле был показан ровно через месяц после первого победного салюта – 5 сентября 1943 года. Удалось организовать чудо среди руин и пожарищ актрисе, режиссеру и худруку новорожденного театра Александре Воскресенской. А дальше все случилось по щучьему велению и божественному благословению: тринадцать главных режиссеров, девять переездов, сотни спектаклей, формирование профессиональной труппы и рождение настоящих легенд…

Перезимуем!
Первой в новом сезоне в небо со сцены вспорхнула «Серая Шейка». Реалистичная грусть произведения Дмитрия Мамина-Сибиряка в пьесе Андрея Абрамова разбавлена светлой искренностью, какую может прочувствовать только самый отзывчивый зритель, смотрящий на мир во все глаза, любящий во все сердце. А иные в театр кукол не ходят.
Это пример плодотворного совместного труда режиссера, заслуженного артиста России Владимира Сергейчева, художника, заслуженного работника культуры Любови Жмакиной, композитора, заслуженного работника культуры РФ Ирины Хрисаниди, поэта Ольги Фроловой, актеров Зои Серовой, Светланы Комаровой, Галины Сидоровой, Алексея Фомина.
Помнится, по мнению кота Матроскина, совместный труд объединяет. В данном случае общее дело рождает непревзойденную магию театра, в которой органично слились краски, музыка, стихи, актерская игра. Особое настроение здесь в сценографии, в ритме, в каждом жесте и мизансцене. У героев собственный голос и даже собственные арии – под стать операм и мюзиклам.
Кажется, все привычно и просто… Пруд, схваченный ледяной коркой и обрамленный камышом, бесконечный синий небосвод, житейские заботы, детские забавы, взрослые тревоги… Глядишь, в зале и правда становится холоднее – когда яркую осень сменяет белая зима, тише – когда коварная лиса нападает на беззащитных зверюшек. «Кукольную» утиную стаю зрители провожают с неподдельной грустью и надеждой.
Некоторым взрослым, между прочим, послышалось в многоголосье спектакля что-то из их юности, когда верилось в бесконечную молодость, все решала «стая», поколения шли вперед к непременно светлому будущему. В неоднозначности этой аллюзии им самим, если честно, разобраться было трудно. Те же, на кого не давит опыт и прочий тяжкий груз, изо всех сил старались помочь героям, сообщить о своем присутствии и поддержке, в конце концов, аплодировать и стучать ногами, чтобы разбить лед на реке. После финальных аккордов мальчишки и девчонки долго, пока руки не устали, махали в след Серой Шейке, благодаря звериной самоотверженности и человеческой доброте вернувшейся к семье.
С годами придет понимание, а пока только ощущение: лед сокрушит не шум, а тепло сердец, – идти, лететь, стремиться к мечте, вопреки всему, не так уж глупо.

Не вешать клюв
От доброго знакомства, веселой беззаботности спектакль переходит к темам едва ли не вечным: взаимовыручка, самопожертвование. Серая Шейка (Галина Сидорова) и Заяц (Светлана Комарова), которые всегда готовы прийти друг другу на помощь, становятся друзьями, постигают уроки жизни, правильной, хорошей, честной. Лиса (Зоя Серова), коварство которой карается потерей хвоста, тоже свои уроки получает.
Долго будут вспоминаться ироничные и страшные «тет-а-теты» рыжей плутовки с длинноухим пушистиком и уточкой, трогательная песня старого Селезня и мудрые напутствия Охотника (Алексей Фомин), каждый упавший листок, каждый взмах крыла. А еще – как какой-то малыш не хотел уходить на антракт и все теребил маму за рукав: «Как же мы бросим Серую Шейку одну в пруду, она же замерзнет!»

Из жизни насекомых
Вторая премьера сезона – о рожденных не только летать, но и ползать – спектакль режиссера Павла Акинина по мотивам сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». С детства знакомый сюжет приобрел новое звучание, представ перед много-много-многоуважаемой-преуважаемой публикой в виде театрализованного концерта. Неудивительно, что приму пришлось ловить сачком, а некоторые герои ароматному чаю предпочитали свежие листочки.
Действие разворачивалось под веселое жужжание и бодрые мелодии: от русской гармошки до «Кукарачи». В центре событий была, естественно, госпожа Цокотуха, представшая этакой суперзвездой, немного капризной, экзальтированной, непостоянной… От мелодрамы она легко переходила к триллеру, от комедии – к трагедии.
Отличительной особенностью постановки стало даже не многоцветье – настоящий колорит… Причем национальный. Он прослеживался во всем – от мотивов традиционной русской росписи в сценографии до мексиканско-цыганско-итальянско-армянских акцентов актеров. Было весело, остроумно, забавно, толерантно, хотя и подчеркнуто патриотично. К примеру, Муха всецело поддержала финансовую систему России, даже не помыслив ни о каких валютных альтернативах рублю.

Кого хочешь, выбирай
На чай к имениннице пришли букашечки, бабушка-пчела, бабочки-красавицы, гусеница-обжора, блошки, кузнечик, светлячки, коварный старичок-паучок, комарик-супергерой и другие VIP- персоны. Художник Сергей Горбатенков в своих кукол вложил поровну любви и иронии. В его царстве насекомых на первый план вышли детали, а масштабы и пространства приобрели условность вследствие их незначительности. Микроскопические крылышки сверкали серебром, на брюшках мелкокалиберных жучков можно было разглядеть даже пуговки. Любая подробность (самовар, сапожки, денежка, сабля комарика) жила собственной жизнью, то выходя на первый план, то послушно отступая в тень. Главное место действия представил некий с виду незамысловатый стол- трансформер, похожий на нехитрый инвентарь театров, что раньше выступали на ярмарках или рабочий инструмент коробейников.
Каждый герой, даже пару мгновений порхающий по сцене, полюбился и запомнился маленькой публике не только внешним видом, но и неповторимым характером. А ведь всю эту жужжащую круговерть представили всего две актрисы – Зоя Серова и Раиса Овсянникова. Что вытворяли в их руках яркие персонажи, словами передать трудно: пели, танцевали, веселились на полную катушку. Актрисы работали «в открытом приеме», не прячась за декорациями, весело подтрунивая друг над другом. Им и спеть пришлось, и станцевать.
Если честно, впервые слышала, чтобы зрители в кукольном театре кричали «браво». Просто надо было видеть цыганочку в исполнении харизматичных бабочек. А уж на свадьбе Мухи плясали действительно все – детей было не удержать. Такую радость публике можно доставить только при одном условии – если актер сам получает удовольствие от своего дела.
Для гостей красавицы-Мухи лучшей благодарностью были бессчетные поцелуи: то озорные, то капризные, то безответные чмоки-чмоки. Для Орловского театра кукол главное – любовь, которой можно щедро делиться, получая обратно во сто крат больше, ну и, конечно, легкие крылья вдохновения за спиной, возносящие к любым вершинам творчества, помогающие преодолеть все преграды.
Оказывается, крыльями наделяет не только щедрая природа, но и дружба, искусство, мечта, верность долгу и профессии.