Вехи российского либерализма

2010-11-28

Автор: Владимир Ермаков

В связи с резонансной публикацией манифеста просвещенного консерватизма, всполошившего общественное мнение, неожиданно звучание приобретает одна небольшая книга по истории отечественного либерализма, в те же осенние дни изданная в Орле. В полемическом поле консерватизм и либерализм составляют классическую бинарную оппозицию, то есть противопоставлены как две взаимодействующие идеи, ответственные за политический баланс. Одна идея без корреляции с другой не удержится в пределах здравого смысла.



Книга «Орловские либералы: люди, события, эпоха», выпущенная частным издательством Александра Воробьева, связала в крепкий узел краеведческие, биографические, исторические и политические аспекты очень важного направления общественной мысли. Высокий уровень представленных материалов гарантирован общей редакцией доктора философских наук А.А. Кара-Мурзы, возглавляющего отдел социальной философии в Институте философии РАН РФ. Это своего рода мартиролог подвижников отечественного либерализма и компендиум его основных положений.

Что важно для орловского читателя, удивительным образом все основные вехи этого движения так или иначе связаны с нашим краем. Видно, есть что-то особенное в нашей почве, что питает дух из метафизической глубины: сила духа обусловлена его свободой. Если вспомнить, что после татарского нашествия земли в верховьях Оки и Дона звались Диким Полем, и заново заселяли их люди, склонные испытывать судьбу… Гарнизоны наших крепостей были своего рода штрафными батальонами бунташного века. Орел да Кромы – первые воры, Ливны – ворам дивны, а Елец – всем ворам отец. В этих древних присловьях совсем не тот смысл, который первым приходит нам на ум; речь не о коррупции и криминале, а о склонности пассионарного населения пограничных уездов к мятежам – на канцелярском языке того времени: к воровству. Неукротимый орловский характер, проверенный временем и профильтрованный культурой, явил себя в слове плеядой великих писателей, а в деле – чередой выдающихся государственных и общественных деятелей. О некоторых из них повествует эта книга.

В сборнике десять статей, включая вводный текст лидера орловских единороссов Ивана Мосякина, непосредственно связанного своей деятельностью с процессом становления современного парламентаризма. И.Я. Мосякин постулирует исходный пункт размышлений: российский либерализм никогда не был господствующим течением в нашем обществе, и этим идейным ущербом во многом объясняется катастрофичность новейшей отечественной истории. Отцы либерализма, создавшие новое общественное и политическое движение, совершили интеллектуальный прорыв, но открытые возможности не были реализованы. К несчастью…

Основной блок материалов дал для сборника Алексей Кара-Мурза, известный историк и философ, один из признанных авторитетов новейшей социальной философии. Установочной в книге стала его статья о выдающемся историке Т.Н. Грановском. Именно мировоззрение Тимофея Николаевича Грановского, как убедительно полагает автор, является истинным источником российского либерализма. То, что до него смутно бродило в умах как вольномыслие, в историософских взглядах профессора нашло теоретическое обоснование, а через просветительскую деятельность получило общественную поддержку и выразилось в либерализм. Огромное значение имела личность ученого: спокойная ясность духа и душевная стойкость образовывали вокруг него некую незримую харизму, магически усиливающую влияние его идей. Публичные лекции Грановского – первый акт отечественного либерального движения, начало ментального сдвига в образованном сословии. С него пошла консолидация интеллигенции как сословия, мыслящего историей. И отсюда же берет начало роковая трещина, расколовшая общество на противоборствующие лагеря: оппонируя Грановскому, Герцен совратил либеральную мысль в радикализм, а Достоевский соблазнил русский дух экзистенциальной мистикой.

Вторая статья А. Кара-Мурзы посвящена Ивану Сергеевичу Тургеневу. Уже в начале текста проясняются основные коннотации понятия либерализм; именно манипуляции с термином становятся основанием идеологических спекуляций с тургеневским наследием. Автор рассматривает идеалы Тургенева в историко-философском контексте, и в этом ракурсе известная амбивалентность его идей и образов обретает значение стяжения смыслов времени, то есть выявления узловых моментов русской жизни. Мне кажется особенно важным в исследовании А. Кара-Мурзы то, что его глубоко эшелонированная позиция противостоит попыткам идеологов почвенного направления представить Тургенева как идейного коллаборациониста и едва ли не секретного агента самодержавия в среде эмиграции. В архитектонике этой книги великий русский писатель выступает как веха в движении свободной отечественной мысли; классический либерализм суть неотъемлемая часть его духовного наследия.

Третья веха обозначена статьей Дмитрия Аронова, орловского автора, известного как научными работами, так и общественной деятельностью. Статья о С.А. Муромцеве озаглавлена пространной цитатой: «Сторож, скоро ли рассвет? – Еще темно, но день уже близок!». Это концепт текста: весь смысл деятельности Сергея Андреевича Муромцева, юриста и политика, первого председателя первого русского парламента, раскрывается метафорическим обетованием пророка Исаии (21; 11-12): Пророчество о Думе. (В «Толковой Библии» под ред. А.П. Лопухина поясняется, что Дума – сокращенное именование Идумеи… но как символично случайное совпадение слов!). – Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите. Кредо либерализма: обратитесь и приходите. Выбирайте свободно – и обдуманно. Жизнь Муромцева, кровно связанного с орловской землей, красной нитью вплетена в историю страны, и скромный памятник ему, поставленный в Орле, первый залог его памяти в веках.

Рамки рецензии не дают возможности представить весь спектр книги. Можно лишь назвать имена еще трех авторов: В.В. Вострикова, Е.И. Хохлова и И.А. Сосновская. И перечислить героев биографических очерков: М.А. и А.А. Стаховичи, Ф.В. Татаринов, С.Н. Булгаков, Б.К. Зайцев и С.К. Живописцев. Каждый из авторов нашел в личности своих героев характерные черты либерального мировоззрения, прямо или косвенно определяющие их жизнь и творчество. В поучение и в пример потомкам.

Список может быть продолжен. В конце концов, усердием дотошных архивистов выявлен орловский след в родословии нашего нынешнего президента; может быть, либеральные убеждения Дмитрия Медведева в какой-то мере коренятся в наследственной ментальности? Оказывается, его отдаленные предки крестьянствовали на ливенской земле, – а крепкий орловский характер за несколько поколений не разбавишь…

Что еще важно, в подтексте книги содержится неявная полемика с устоявшимся представлением о русской провинции как некоем заповеднике консервативных (если не сказать: косных) предубеждений, в силу чего периферия является электоральным резервом «вчерашних» политиков. Поэтому сторонники реформ делают ставку на столицы и обходят вниманием регионы. Может быть, стоит пересмотреть политические стереотипы? Может быть, правое дело потому и неправо в глазах голосующего большинства, что видит своей опорой богатых, а не свободных людей? Эта книга укрепила во мне давнее убеждение, что основу политической системы в России должны составить не правые и левые силы, ведущие давно проигранную обеими сторонами классовую борьбу, а консервативная и либеральная партии, уравновешивающие друг друга в парламенте. Иначе говоря – державники и общественники. Оберегающие государственную машину и охраняющие общественные интересы.

Сфера ответственности консерватизма – форма державности; символы, институции и ритуалы. Консерватизм акцентирует долг человека перед государством. Сфера ответственности либерализма – содержание жизни; значения, инновации и явления. Либерализм отстаивает права человека перед государством. Власть и общество в процессе диалога вырабатывают общие понятия, в которых стабилизируется эпоха.

Потому рецепция либеральных идей в постсоветском обществе – задача из самых насущных и самых важных! Генетическая связь либерализма с интеллектуальностью и толерантностью является залогом успешной модернизации России. До сих пор нашему либерализму недоставало государственного измерения, а консерватизму – человеческого. Если вспомнить базовый термин великого либерала Андрея Сахарова, нам необходима конвергенция либерального и консервативного политического потенциала в единой гибкой политической системе. Сим победиши!

По правилам рецензирования в конце должно указать на некоторые недостатки. Наверное, надо отметить некоторую неоднородность текстов, объяснимую пограничным статусом книги – между научным и популярным изданием. Въедливому читателю недостает надлежащих сносок и ссылок на источники цитат. Жаль также, что нет данных об авторах, именного указателя и библиографии, что затрудняет работу с материалами книги. Было бы весьма хорошо подготовить второе издание, реальным тиражом – в расширенном и комментированном варианте. Как пособие для прояснения умов, замутненных площадной полемикой.

Какова основная посылка книги «Орловские либералы»? Я думаю, актуализация либеральной традиции в современном контексте. Роль личности в истории так выразительно представлена на примерах выдающихся деятелей отечественного либерализма не как повод к патриотическому самолюбованию, а как стимул к работе. Пророчество о Думе еще не осуществлено в полной мере. Форма демократического общественного устройства, обоснованная историей и обусловленная современностью, создана и постулирована, но еще не заполнена здравым смыслом и не обжита русским духом. Либеральная идея настаивает на том, что политика суть не борьба, а работа. Будущее остается открытым для творчества. Наша свобода не на баррикадах, а на кафедрах и на трибунах. Обратитесь и приходите.