Век Евгения Аграновича

2018-11-16

Автор: Марина Петухова, фото Вадима Кантора

Предваряя публикацию произведений «для сцены и экрана» в двухтомнике «Избранное» (2001), Евгений Агранович весьма скромно, «как свои пять пальцев», перечислил Богом отпущенный при рождении его «невезучей душе» набор «мини-дарований»: «горсточка из ларя поэзии, щепотка скульптурного дара, несколько крупинок музыкальности, пара зернышек артистичности…» Но эта «пыль», эти «крошки, крупинки, смесь…» в итоге дали необыкновенно щедрые всходы! Мы счастливы видеть, что плоды с неувядающего древа творчества Евгения Аграновича с честью выдержали испытание временем и по-прежнему востребованы. У многих из них путь к сердцам людей был незаслуженно долгим. И лишь у песен – быстрым и ярким, как прочерк летящих по ночному небу звезд.



Песни для кино
Помимо мультипликационных фильмов, песни на стихи Евгения Аграновича – а их более ста пятидесяти – звучат для нас и в игровых картинах. Музыку к ним создали профессиональные композиторы. Например, Никита Богословский – для фильма о подростках «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева» (1959) и комедии «Леон Гаррос ищет друга» (1960, СССР – Франция). Для киносказки «Полчаса на чудеса» (1968) – Владимир Дашкевич, для детского фантастического фильма «Тайна железной двери» (1970) – Вадим Гамалея. В сопровождении симфонического оркестра песни на стихи Евгения Аграновича и музыку Евгения Доги звучат в фильме для школьников «Весенняя олимпиада, или Начальник хора» (1979), на музыку Анны Икрамовой – в детском фильме «Осторожно – Василек!» (1985), Льва Солина – в картине о войне «Твой брат – мой брат» (1987).
Композитор Рафаил Хозак стал соавтором Евгения Аграновича не только в знаменитом фильме «Офицеры» (1971), получившем приз и диплом кинофестиваля трудящихся Чехословакии в 1972 году. Не исключено, что родившиеся в этом сотрудничестве песни повлияли на высокую оценку и других картин режиссера Владимира Рогового. Так, диплома за лучший фильм для молодежи на военно-патриотическую тему на кинофестивале в Минске (1969) была удостоена его картина «Годен к нестроевой» (1968), приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» (1975) – картина «Юнга Северного флота» (1973). Многим из нас памятны его же фильмы «Горожане» (1975) с участием Николая Крючкова и «Несовершеннолетние» (1976) по сценарию Эдуарда Тополя, в которых также звучат песни на стихи Евгения Аграновича и музыку Рафаила Хозака. В картине Вениамина Дормана «Конец операции “Резидент“» (1986) соавтором песни «Белые чайки» на стихи Евгения Аграновича стал Микаэл Таривердиев.
С благодарностью вспомним и имена талантливых исполнителей песен на стихи Евгения Аграновича. Назовем хотя бы малую часть того, что прозвучало из их уст с грампластинок, в фильмах, на эстраде. Знаменитые теноры Георгий Нэлепп и Анатолий Александрович исполняли песню «Белла Донна», а Михаил Александрович – еще и песни «Ночное танго» и «Уличная серенада». Песню «Антенны на крышах» любили петь Вадим Мулерман и Юлий Слободкин. Незабвенная Клавдия Шульженко исполнила песню «Синеглазка», а Владимир Трошин – песни «Пропавший без вести» и «В огонь и кровь заката жаркого», Олег Анофриев – «Хорошо быть дедом», а знаменитый клоун Олег Попов – «Песенку про чудо». В исполнении Марии Лукач мы услышали песню «Не улетай», Игоря Скляра – песни «Матросские матери», «Мальчики мужчинами стали в бою…», «На маленького брата сестра глядит, глядит…». Владимир Златоустовский спел для нас в фильме «Офицеры» великую песню «От героев былых времен…», а задолго до этого в фильме «Прыжок на заре» – «Песню парашютистов». Добрую память о песнях на стихи Евгения Аграновича оставили нам и многие другие замечательные исполнители, в том числе детские хоровые коллективы.
А нам посчастливилось в этом качестве увидеть и услышать на экране даже самого Евгения Аграновича – он снялся в эпизодической роли в фильме Натальи Родионовой «Зимний роман» (2004) с участием Юозаса Будрайтиса и Ады Роговцевой, где для их героев блистательно исполнил свою «Лебединую песню».

Авторская песня
Евгений Агранович признан одним из родоначальников и ярких представителей жанра российской авторской песни. Этот жанр уже более 80 лет является гордостью и славой, неотъемлемой частью русской песенной культуры, а ныне считается особым феноменом европейской и мировой культуры. В антологиях авторской песни («Антология авторской песни» Дмитрия Сухарева, 2002 г.; «Антология бардовской песни» Роллана Шипова, 2007 г.; «АПология АП» Игоря Каримова, 2015 г.) почетное место наряду с именами Окуджавы и Высоцкого по праву занимает имя Аграновича. Он – старейший, легендарный бард, замечательно писавший и стихи, и музыку, создавший более 60 авторских песен, многие из которых стали народными. Среди них: «Одесса-мама» (1938, в соавторстве с Борисом Смоленским), «Солдат из Алабамы» (1939, на музыку Стивена Фостера), «Пыль» (1941, на стихи Редьярда Киплинга «Boots» в переводе Ады Оношкович-Яцыны), «Лина» (1942, на музыку Лифшица), «Я в весеннем лесу пил березовый сок…» (1954), «Сабля-любовь» (2001). В самой первой авторской песне «Бригантина» (1937, стихи Павла Когана, музыка Георгия Лепского) в строке «В флибустьерском дальнем синем море…» слово «синем» принадлежит Евгению Аграновичу.
Начав концертную деятельность в возрасте 80 лет, Евгений Агранович явился прекрасным исполнителем своих песен и сразу же получил всенародное признание. К счастью, всем нам, даже и не увидевшим это чудо своими глазами, остались записи великолепных телепередач с его участием (на каналах «Культура», «Ностальгия», «Ля-минор», «Муз-ТВ»), документальные фильмы о нем (Олега Дормана, Веры Токаревой, Григория Шестакова, Михаила Грушина), компакт-диски и диски МР3 с песнями в его авторском исполнении. В фондах московской Архивной службы авторской песни АСАП (руководитель Петр Трубецкой) бережно сохраняется и открыт для всех желающих огромный, уникальный аудио- и видеоархив (более 200 часов записей), фотоархив (более 600 снимков), созданный многими подвижниками-архивистами (Владимиром Альером, Ириной Хвостовой, Борисом Феликсоном, Александром Куликовым, Евгением Летаевым, Вадимом Кантором и другими) за все триумфальное десятилетие выступлений Евгения Аграновича (их более 100) на сольных и сборных концертах, творческих вечерах, слетах, юбилейных чествованиях, встречах в кругу друзей.
В богатейшем творческом наследии Евгения Аграновича есть авторские песни, посвященные теме войны, любви, песни для детей, шуточные, философские. Среди них «Солдат придет», «Третья осень», «Мы не встретимся, сказка», «Мельница-метелица», «Чайки-березки», «Жива Победа!», «Совсем темно», «Неужели ты не знаешь», «Лебединая песня»,«Однокрылый мотылек», «Старая сказка», «Малюсенький моллюск», «Давай короче», «Последний рыцарь на Арбате», «Русская заздравная», «Отважный Робин Гуд», «Ряд вопросов», «Старый пень». В любой из них – искренность и свежесть чувств, необыкновенная доброта и мудрость истинного мастера слова. Столь же хороши и многие другие его песни. Потому они так волнуют, притягивают к себе, изменяя нас и мир к лучшему!
Песни Евгения Аграновича продолжают звучать вживую и теперь – на фестивалях авторской песни, различных концертах, памятных мероприятиях. В Москве 13 октября, в музее Победы на Поклонной горе, на торжественном вечере «Век Евгения Аграновича» они прозвучали в исполнении Владимира Златоустовского, Владимира Альера, Андрея Яновского, Михаила Альтшуллера и Ивана Ялынского, Натальи Зевахиной, Светланы и Владимира Цывкиных. Особенно трогательно было услышать песню «Неудача и удача» в исполнении детской студии авторской песни «Журавлиная родина» (Сергиев Посад).

«На ладонях вечности»
Есть и еще одно важное свойство песен Евгения Аграновича. Похоже, что время не властно над многими из них, и они не устаревают, нет. Напротив – становятся все более актуальными, современными. Одна из них обращает нас к мирозданию, космосу, вечности. Ее стихи родились в ответ на дискуссию советского астрофизика Иосифа Шкловского, автора известной книги «Вселенная. Жизнь. Разум», с польским фантастом и философом Станиславом Лемом. Их научный спор на страницах журнала «Знание – сила» в 1977 году был о существовании внеземных цивилизаций и о том, одни ли мы во Вселенной. Редактор с радостью опубликовал там же стихотворение Евгения Аграновича «С борта космолета», так как было очевидно, что суть проблемы автором «схвачена правильно». Позже Евгений Агранович к стихам написал музыку, и эту замечательную песню мы можем считать одним из главных его заветов нам, землянам:

Меня в научной косности,
Земляк, не упрекни,
Но в обозримом космосе
Мы, видимо, одни.
В холодной мгле летим мы все.
Наш космолет – Земля.
Займемся совместимостью
Команды корабля.

Начнем с рукопожатия,
С вопроса: «Как дела?»,
С простейшего понятия
Насчет добра и зла.

Обнимем без смущения
Всех женщин и мужчин,
Как инструмент общения
Кувалду – исключим!

Разгоним стужу лютую,
Чтоб не могла Земля
Остыть до абсолютного
Проклятого нуля.

Пусть хватит человечности
На звездный океан.
Ведь на ладонях вечности
Мы – горсточка семян!