Век Евгения Аграновича

2018-10-21

Автор: Марина Петухова, фото Вадима Кантора и Андрея Яновского

Волею судьбы именно в Орле, на 4-й Курской улице, в доме №2 «с подвальчиками», 13 октября 1918 года родится тот удивительный мальчик, которому будет дано побороться со временем. Силой редкостного литературного и музыкального таланта, уникальных исполнительских способностей, неистощимого жизнелюбия, небывалой доброжелательности он сможет и спустя десятки лет, без малого век, быть молодым, с легкостью снимая «маску старости». Имя его – Евгений Данилович Агранович. 13 октября 2018 года этому «мальчику» исполнилось бы сто лет. А перед нами эта дата открывает целый век, век Евгения Аграновича. И мы можем попытаться говорить со временем – вспоминая еще раз яркие моменты жизни и творчества нашего легендарного земляка.



«Отпуска нет на войне»
Уезжая из Орла в Москву одиннадцатилетним, Женя Агранович покидал город рождения и детства, как оказалось, навсегда. Но, несмотря на юный возраст, он уже угадал свое предназначение – быть поэтом.
В бурной круговерти столичной Москвы его ждала школа на Арбате, а затем Литературный институт. Там – «дружба, любовь, хмель поэзии…». На втором курсе «война вырвала тетрадку из рук, сунула автомат, пошел!». В первый же день войны Евгений Агранович подал заявление добровольца и стал бойцом 22-го Московского истребительного батальона. С ноября 1941 года он уже на действительной военной службе в редакции газеты «Бей врага!» 10-й армии. Участник декабрьского контрнаступления под Москвой, где с товарищами по оружию «погнал танки Гудериана» от столицы и увидал, что у немцев «тоже спины есть, у непобедимых». В дальнейшем, находясь в действующей армии, участвовал во всех выпавших его воинскому формированию операциях, в том числе в штурме Кенигсберга, братании союзных войск на Эльбе, битве за Берлин. Еще год после Победы находился на воинской службе в Германии.
Написанное Евгением Аграновичем в первые часы войны стихотворение «Клятва вождю» со строками: «… От нас Бонапарт бежал назад, роняя знамена свои боевые» было исполнено Владимиром Яхонтовым в киножурнале «Советское искусство» №5 за 1941 год и звучало во всех кинотеатрах страны, пророчествуя победу русских солдат в долгой и нелегкой войне. В дальнейшем, как отмечено в наградном листе поэта газеты «Бей врага!» Евгения Аграновича, «смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист-поэт часто был на передовой», где писал стихи и статьи, поднимавшие воинский дух, прославлявшие героизм и отвагу, воспитывавшие ненависть к врагу. И, конечно же, писал о любви. «Это сердце хотело спастись, это кровь бунтовала…».
Стихотворение Евгения Аграновича «Моему поколению» (1944) Константин Симонов назвал одним из самых сильных о Великой Отечественной войне. Созданные Евгением Аграновичем песни «Пыль» на стихи Редьярда Киплинга (1941) и «Лина» на музыку Лифшица (1942) передавались из уст в уста, были всенародно любимы и популярны на всех фронтах, во всех армиях.
За воинские заслуги Евгений Агранович удостоен пяти боевых правительственных наград: медали «За боевые заслуги» (1942), ордена Красной Звезды (1944), ордена Отечественной войны II степени (1945), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), медали «За взятие Кенигсберга» (1980).
В послевоенное время был награжден вторым орденом Отечественной войны II степени (1985) в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, медалями и памятными знаками в количестве тринадцати. Особенно дороги ему были памятный знак «Ветерану 49-й армии Великой Отечественной войны» (1982), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), памятный знак «Фронтовик 1941–1945» к 55-летию Победы (2000), юбилейная медаль «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» (2005), памятный знак «65 лет битвы за Москву» (2006).

Литература и кино
Евгений Агранович с отличием окончил Литературный институт (1948), где, по мнению Константина Симонова и Павла Антокольского, был одним из лучших студентов и выпускников. Он стал автором более чем 200 стихотворений, в числе которых «Настройщик» (1939), «Киты» (1956), «Скульптуры из корней» (1961), «Еврей-священник» (1962), «Жива Победа!» (2009), баллада «Высоцкий» (1981), баллада «Борису Смоленскому – поэту и воину» (2001). Написал около 80 прозаических произведений. Это такие произведения, как повести «Без ошейника» (1975), «Диоген» (1994), рассказы «Сильное средство» (1991), «Евреи не воевали» (1993), «Сигнал бедствия» (1995), эссе «О Евгении Урбанском» (2006), «Об авторской песне» (2006), сказки «Волшебник Пиши-Читай» (1977), «Митя и микробус» (1978), «Про белую розу, которая умела краснеть» (1985).
Евгений Агранович стал членом Союза кинематографистов СССР (1965) и России (1991). Более 15 лет работал на киностудии имени Горького в студии дубляжа, являясь практически единственным автором русских текстов к песням зарубежных музыкальных кинокартин. Их было около 200. Тексты песен Евгения Аграновича к индийскому фильму «Бродяга» (1951) с участием Раджа Капура и к аргентинским фильмам «Возраст любви» (1953), «Уличная серенада» (1953), «Жених для Лауры» (1955) с участием Лолиты Торрес хорошо помнят несколько поколений россиян.
Евгений Агранович – автор более чем 40 киносценариев, по которым были сняты художественные фильмы, в том числе «День последний, день первый» (1959, «Грузия-фильм», в главной роли Серго Закариадзе), «Есть у меня друг» (1974, Одесская киностудия, в главной роли Татьяна Пельтцер), «Вооруженное сопротивление» (2008, киностудия «Гранат», с участием Юозаса Будрайтиса).
А вот баллада Евгения Аграновича «Последняя пуля войны» фильмом так и не стала… Жаль! До слез пронзительны первые ее строки: «Против ратуши, в дальнем углу площади… остановились двое музыкантов – оба тощие, долговязые и немолодые… У одного нет левой руки до плеча, у другого – правой. Прижавшись друг к другу пустыми этими рукавами, они заиграли вдвоем на одном аккордеоне, ведя каждый партию своей уцелевшей рукой. Они пели негромко, как бы равнодушно и без серьезной надежды на подаяние, однако на два голоса и очень музыкально… И, глядя на инвалидов, можно было почувствовать, что знают они больше, чем поют в песне, и ждут от сограждан большего, чем корки хлеба…».

Лучшее – детям
По сценариям Евгения Аграновича создавались и мультипликационные фильмы. С Евгением Аграновичем были рады сотрудничать такие режиссеры, как Иван Аксенчук, Вячеслав Котеночкин, Борис Дёжкин, Александр Полушкин – успех всегда сопутствовал им. Например, мультфильм «Ваше здоровье» (1965, режиссер Иван Аксенчук, сценарист Евгений Агранович) был удостоен Почетного диплома XXII Международного фестиваля спортивных фильмов в Кортина-д,Ампеццо (Италия,1966).
В мультфильмах по сценариям Евгения Аграновича роли озвучивали для нас Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Георгий Вицин, Клара Румянова, Анатолий Папанов, Лия Ахеджакова, Евгений Весник, Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Валентина Сперантова, Вячеслав Невинный, Александр Ширвиндт и многие другие артисты, певцы Олег Анофриев, Александр Градский, Елена Камбурова, известный мультипликатор Гарри Бардин. Музыку к этим мультфильмам создавали композиторы Никита Богословский, Михаил Зив, Михаил Меерович, Евгений Крылатов, Игорь Космачев, Евгений Птичкин, Шота Милорава, Евгений Дога, Юрий Чичков.
Как радостно узнавать все новые и новые грани таланта Евгения Аграновича, видеть его имя в яркой палитре имен деятелей культуры нашей страны! И такие открытия еще будут продолжаться.
В преддверии празднования 40-летия киностудии «Союзмультфильм» в Центральном доме кино 21 октября 1976 года одно из поздравлений поступило от Евгения Аграновича. Не тогда ли он начал свой смелый диалог со временем, прикоснулся к его таинственной силе?

Сорокалетнему мультфильму
Рисунок и куклу
мы скромно несем
В подарок улыбчивым
зрительским массам.
В свои сорок лет
говорим мы не басом,
А детским ломающимся
голоском.

Хоть в мальчиках мы
у кино-великанов,
Чего-то внимательно
зрители ждут,
Когда выступать
мы рискуем с экрана
С обычным регламентом
в десять минут.

Хоть еле знакомы
большому кино мы,
Цените же наших
зайчат и пичуг.
У вас Кончаловский,
У нас – Хржановский,
У вас Бондарчук,
А у нас – Аксенчук!

Не высохли краски,
и замыслов ворох.
Большие экраны
у нас впереди.
Мы в сорок отнюдь
не растратили порох,
И мы говорим еще:
– Ну, погоди!

Пройдите в цеха,
посмотрите в работе
Вано, Атаманова
и Хитрука.
Так сколько же лет
вы им сами даете?
Да им же, ей-богу,
не дашь сорока!

Бывает, что отклик
находит в народе
Художников наших
волненье и труд.
Что годы идут –
это значит, проходят,
Но фильмы идут –
это значит идут!

Этот текст был обнаружен историком анимации Георгием Бородиным в архиве киностудии «Союзмультфильм». Интернет-публикация состоялась в июне 2016 года в Живом журнале Г.Н. Бородина (george_smf); на бумаге публикуется впервые.