«Вий»: мистический и прекрасный

2024-08-18

Автор: Аксинья Собакина, фото автора и из группы ВК Орловского театра кукол

Этим летом впервые за 40 лет Орловский театр кукол представил постановки для взрослого зрителя. Среди них и «Вий» (12+) – квинтэссенция самобытной украинской культуры, мистического сюжета и современных технологий. Спектакль стал подарком для любителей классики и ценителей кукольного искусства.



Ломая стереотипы

Так сложилось, что театр кукол воспринимают как место, интересное исключительно для детей – на фоне ширм пляшут пальчиковые куклы и развеселые марионетки. Однако во всем мире такие театры уже давно уходят от привязки только к юной аудитории, наглядно демонстрируя, что вариативность использования персонажей в репертуаре не имеет возрастных пределов.
В этом сезоне и в Орловском театре кукол начали продвигать идею постановок для взрослых. Для многих зрителей это стало приятным сюрпризом. О чеховском «Предложении» «ОВ» уже писал. На очереди адаптация мистической повести Николая Гоголя «Вий».
Казалось бы, на каких только подмостках не ставили гоголевское произведение – удивить искушенную публику уже особо и нечем. Тем не менее приглашенному режиссеру-постановщику, главному режиссеру Смоленского театра кукол Павлу Акинину удалось «нагнать жути» на зрителей. Вдохновившись фантастическим реализмом «Вия», он создал свою удивительную стилистику спектакля, тонко передал пугающую историю борьбы света и тьмы за человеческую душу.

Впечатляющие, зловещие, живые

Как подметила в группе Орловского театра кукол в ВКонтакте одна из зрительниц, «уже у самого входа в театр погружаешься в его атмосферу. А помогают в этом разные художественные приемы, используемые и в фойе, и на сцене: завораживающая музыка, оригинальное художественное оформление, игра света и тени. Ну и, конечно, куклы разных форм и размеров – впечатляющие, зловещие, практически живые. Внешность некоторых наводит на размышления, будит воспоминания. Например, при внимательном рассмотрении во время спектакля Панночки и Хомы у меня почему-то возникла мысль об их сходстве с персонажами мультфильма «Труп невесты» Тима Бертона…»
К слову, актеры не только ловко управляли этими и не только куклами, оставаясь фактически незаметными, но и мгновенно меняли пространство и время на сцене. В считанные секунды зрители перемещались из хлебосольного кабака в пугающую тьму церкви, где лежит гроб с телом Панночки. А белоснежный саван героини в ходе спектакля разрастался до таких пугающих размеров, что, казалось, мог с легкостью переместиться с подмостков в зал и отправиться на поиски новых незадачливых философов.
Отдельное «браво» заслуживает работа труппы не только на сцене, но и в зрительском зале. Погружение в мистику началось с порога театра. Ощущение ее присутствия усилилось, когда к концу спектакля «нечисть» в прямом смысле слова побежала между рядами.
А чего стоил режиссерский ход с поднятием век Вия?! Когда перед зрителями предстало горящее око, напоминающее глаз Саурона из культовой трилогии «Властелин колец». Стало пронзительно жалко Хому, потерявшего дар речи от страха при взгляде на это всевидящее зло, которое завораживает и пленяет.

Без добра и зла

Зрители от такого поворота событий остались в восхищении. Так, одна из орловчанок написала в отзывах к спектаклю: «После нашумевшей «Яги» в плане значился «Вий». Что могу сказать? Отлично! Оригинально! Куклы страшные! Паночка летала! Глаза горели! Однозначно рекомендую к просмотру».
«Мистический и прекрасный «Вий». Нравится возвращаться к интересным постановкам. Погружаться в таинственный мир, затрагивать потаенные уголки своей души и поразмышлять о вечных проблемах добра и зла…», – поделилась другая зрительница.
Впрочем, как отмечает Павел Акинин, в его трактовке знаменитой повести Гоголя нет добра и зла, плохих или хороших персонажей. По словам режиссера, каждого героя есть за что пожалеть и за что покарать.
«Взять, например, Хому Брута. Это герой, который, на первый взгляд, должен нести духовные ценности. Однако он, наоборот, как раз им не следует. Неспроста же Гоголь заложил в его имя и фамилию многозначительность: Хома – это Фома неверующий, Брут – это предатель…», – размышляет о получившемся спектакле режиссер.
Однако, не станем раскрывать все секреты постановки. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать о них.


Справка «ОВ»

Гоголевский «Вий» является одним из самых загадочных и мистических произведений писателя. Сюжет берет начало из старинных сказок и преданий, повествующих о таинственном мире природы, мифических существах, духах Земли. Артистам Орловского кукольного театра в полней мере удалось воплотить эту атмосферу на сцене.