Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли»

2018-08-07

Автор: Анатолий Борисов, фото из архива автора

В этом номере я продолжу рассказ о съемках легендарного фильма «Опасные гастроли», ставшего самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии. Напомню, что в одной из главных ролей в нем был занят Владимир Семенович Высоцкий, с которым в те годы я был знаком.



Марина Влади
Марина приезжала к нам в Одессу во время съемок «Опасных гастролей», когда их роман с Володей только начинался. Первый раз – в марте 1969 года, в дубленке такой необычной. Снимался эпизод у памятника Пушкину, где Высоцкий читал: «Товарищ, верь, взойдет она…». Студено было на улице, и я прятался от холода в тонвагене, где и было мое рабочее место. Марина с Володей тоже сидели у нас, им тоже было холодно. Сидели, обнимались и целовались за перегородочкой. Ну, прямо как совсем юные влюбленные. Очень это было трогательно.
В тот день у многих оказались «случайно» с собой фотоаппараты. Ведь тогда Марина Влади была кинозвездой мировой величины. А потом к ней как-то быстро привыкли. Потому что она стала часто бывать на съемочной площадке.
Несмотря на статус суперзвезды, одевалась она неброско: помню ее в простой такой шерстяной кофточке, в юбочке, и никакого грима. Вела себя очень скромно, сидела в стороне, смотрела, как идут съемки. Была очень контактным человеком. Помнится, приехали туда же, на Днестровский лиман, в Николаевку, где снимались сцены «Пикника». Мои знакомые, чтобы поглядеть на знаменитостей, водки купили и говорят: «Ты ведь знаешь Влади, попроси ее выпить с нами». Мне, чтобы не пасовать перед приятелями, пришлось подойти к ней, пригласить. Но она, конечно же, в вежливой форме отказалась. Зато потом, когда я встречал ее на студии, первая со мной здоровалась. Что поражало моих друзей.
Неспетая песня
Одна из самых знаковых песен Высоцкого «Я не люблю…» была и спета, и снята, но не вошла в окончательный вариант фильма «Опасные гастроли». Как-то так получилось, что я был свидетелем и участником съемок двух известнейших песен Высоцкого, которые в итоге при монтаже отвергли режиссеры. В одной из предыдущих публикаций о Высоцком я уже рассказывал о судьбе песни «Спасите наши души» в фильме «Особое мнение». Теперь очередь «Я не люблю…».
Эта песня очень точно отражала суть и характер не только самого Высоцкого, но и его персонажа – Жоржа Бенгальского (Николая Коваленко). Так что вполне органично вплеталась в ткань фильма.
Снималась песня во время работы над эпизодом «Пикник», когда по сюжету фильма власти города устраивают для театра варьете праздник на берегу лимана. Как я уже говорил выше, снимался эпизод где-то в начале мая, под Одессой, на берегу Днестровского лимана, около села Николаевка. Песня записывалась вживую – не под фонограмму, что было для тогдашнего кинематографа вещью весьма редкой. Качество записи должно было быть хорошим, без посторонних шумов, а для этого записывающий микрофон должен был находиться на максимально близком расстоянии от певца, то есть от Высоцкого. Именно это входило в круг моих обязанностей. Я не просто видел Высоцкого, а длительное время находился с ним совсем рядом, наблюдая его реакцию на все. И так по всей картине.
Около лимана, рядом со стенкой обрыва, у скалы из ракушечника, стоят три героя фильма – Бенгальский (Владимир Высоцкий), Софи (Лионелла Пырьева), мсье Кордель (Николай Гринько) и мирно беседуют. К ним подходит начальник одесской полиции Бобруйский-Думбадзе (Ефим Копелян) и произносит фразу: «Нам известно, что господа артисты политикой не занимаются». «Совершенно верно», – отвечает ему Бенгальский (Высоцкий) и начинает петь песню «Я не люблю». В фильме после слов Высоцкого кадр обрывается и начинается следующая сцена.
Кроме нескольких репетиций, снималось много дублей – и, естественно, к концу смены песню съемочная группа знала уже на зубок. Володя пел ее очень эмоционально, от души. Тем более что и песня-то была им написана незадолго до этих съемок. Песня для него, в общем-то, новая, и он с удовольствием ее обкатывал.
Лично для меня долгое время слова «Я не люблю» были программными. Этаким манифестом для собственной жизни.
Перевоплощение
Еще такой эпизод из съемок «Опасных гастролей». Снимали сцены, где Высоцкий переодевается нищим. Поздним вечером около операторского цеха, еще до начала работы, стояла часть съемочной группы: Георгий Юматов и, по-моему, Владимир Шубарин. Вдруг появляется грязный, замызганный нищий. В минуту оцепенения все подумали: что он здесь делает, как прошел? Сразу Высоцкого никто не узнал. Это было потрясающее перевоплощение: и внешнее – полное попадание, но главное – внутреннее. Он нашел какой-то очень точный стержень нового образа. Когда догадались, что это Высоцкий, Юматов, чтобы как-то оправдать общий просчет, произнес фразу своего киногероя: «Ну, в Петербурге ты явишься в костюме турецкого султана или что-то в этом роде».
Продолжение эпизода с нищим снималось уже на старой студийной проходной. Сейчас она закрыта. В этой уличной сцене Володя подходил к филеру и просил: «Ну подай мне копеечку. Ну хоть одну копеечку. Я тебя очень прошу: ну одну копеечку». Все это он обыгрывал на самые разные лады, разными голосами, кривляясь, дергая за пиджак стукача.
Мы, я имею в виду съемочную группу, буквально лежали от смеха. И все как-то было грандиозно и красиво. Представьте себе: темная южная ночь, голубовато-белая студийная каменная ограда, львы на колонах у ворот, яркий свет и ажурная импровизация Володи, где он практически по тексту ничего не говорил. Очень жаль, что в фильм вошли лишь какие-то маленькие кусочки из сыгранного Володей в тот вечер. А лично я наглядно увидел в нем кроме уже известных талантов еще и большого мастера перевоплощения.
«Святая
Елена»
Кстати, «Опасные гастроли» был первым фильмом Одесской киностудии, где появился всем теперь известный фирменный знак – кораблик, как символ студии, созданный в честь ее 50-летия.
Заключительный эпизод, который мы снимали, – «Пожар на складе», где Высоцкий дерется с Копеляном. Оба их героя гибнут, а театральный склад сгорает от брошенной в драке керосиновой лампы. Это были ночные съемки во дворе студии, прямо над обрывом. А уже ранним утром появилась Марина Влади. Она стояла рядом с Володей, и оба они были необыкновенно красивые, внутренне какие-то приподнятые. Может, так казалось после бессонной ночи… Он был одет в фиолетовую водолазку (очень модную в то время), на которой были прикреплены медалька и значок Одесской киностудии, изготовленные к ее юбилею. Было видно, что он дорожил любовью к нему одесситов и сам был влюблен в Одессу.
Еще одно воспоминание о том последнем съемочном дне. Уже прозвучали традиционные слова режиссера: «Спасибо всем», как вдруг в предрассветном, еще закрытом легким туманом море Высоцкий увидел кораблик местного яхт-клуба «Экватор». Представьте себе – поднимающийся из-за горизонта огромный апельсин солнца и силуэт корабля у кромки воды. Володя закричал: «Глядите, «Святая Елена» причалила!» В сценарии были такие слова, но к другой сцене. Хилькевич тут же дает команду оператору Федору Сильченко снять этот кадр. Вот так, благодаря Высоцкому, родился финал фильма, которого в сценарии не было.
Конечно, те давние яркие для меня годы, работа в кино, встречи с Высоцким оставили в памяти след на всю жизнь. По возможности посещаю места, связанные с теми или иными съемочными событиями. Но все течет, все меняется. И сама студия, да и тот балкон, с которого Высоцкий осуществил свой отважный прыжок, уже не те. Но неизменной осталась высота самого Высоцкого.