Волной смыло в регионы

2022-08-31

Автор: Константин Леготкин

Основной этап приемной кампании-2022 в российские вузы остался позади. Эксперты назвали его самым неудачным, если не сказать провальным, за минувшие годы. С учетом, что Минобразования РФ анонсировало зачисление в одну волну, многие абитуриенты, даже с высокими результатами ЕГЭ, перестраховываясь, предпочли федеральным университетам региональную «вышку» с более низкими проходными баллами. Как итог, на многих направлениях крупных университетов бюджетные места оказались невостребованными.



Хотели как лучше

Как ранее сообщал «ОВ», в этом году в вузах страны выделено 588 044 бюджетных места. Наибольший набор абитуриентов организован на технические, педагогические и медицинские специальности.
Бывшим школьникам в 2022-м предоставили возможность отсылать заявления дистанционно – через портал госуслуг и сервис «Поступление в вуз онлайн». Кроме того, абитуриентам сохранили возможность подавать документы в пять разных заведений и выбирать до десяти направлений в каждом, но оригинал аттестата требовалось предоставить на выбранную специальность заранее. Поэтому поступающим предстояло реально оценить свои возможности, прежде чем выбрать вуз и направление, так как второго шанса, как было до 2020-го, уже не представится.
Таковы новшества приемной кампании-2022. А теперь перейдем к итогам.

Получилось как всегда

Как отметил Валерий Фальков, министр науки и образования РФ, цифровизация процессов поспособствовала тому, что в некоторые университеты за счет дистанционной формы количество заявлений на поступление выросло в 40–50 раз. Всего же, по данным промежуточного мониторинга приемной кампании-2022, на очную форму обучения их общее количество превысило 6,5 млн. В среднем на одно бюджетное место приходилось 11 желающих.
Если отойти от «средней температуры по больнице», то практически каждый крупный вуз в стране заявил о высоком конкурсном наборе – от 50 до 100 человек на место. Откуда же при таком количестве желающих у федеральных вузов образовались недоборы? Отвечу: на деле такая борьба за место отпугнула многих желающих.
«Больше неприятностей принесло новшество с подлинником документа об образовании. Надо было выбрать вуз до зачисления, поэтому многие абитуриенты испугались не угадать с выбором и отказались от ведущих вузов в пользу менее продвинутых и более спокойных региональных университетов, где они уже проходили наверняка», – отметил Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты».
Другой проблемой приема была, как пишет портал «Решу ЕГЭ», «второй год тормозящая система подачи документов через сайт госуслуг. Использующие ее абитуриенты появлялись в списках спустя часы, а иногда и дни. Дело в том, что автоматической выгрузки данных не настроено, поэтому сотрудники приемных комиссий вручную перепечатывали с госуслуг данные тысяч поступающих. Из-за этого абитуриенты, считавшие себя прошедшими, утром обнаруживали, что в списках перед ними еще десять человек с госуслуг. За актуальность публикуемых списков никто не отвечал».

А регионы ликуют

Дефицит бюджетников означает для вузов сокращение финансирования и урезание бесплатных мест. Поэтому крупнейшие федеральные вузы, боясь клейма «недобор», объявили то, что по факту является второй волной зачислений, но официально такого названия не имеет. Чтобы закрыть дыры, сразу в нескольких ведущих московских вузах – МГУ, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и ИТМО – на значительном количестве направлений снизились проходные баллы для поступления на бюджет, сообщает РБК. Аналогичная ситуация складывается и в Северной столице.
Зато региональные вузы, ставшие в новых реалиях приемной кампании-2022 для бывших школьников синицей в руках, ликуют. Где-то, конечно, проведут донаборы, но в целом ректоры-регионалы довольны. С одной стороны, из провинций не уехали лучшие выпускники, как в предыдущие годы. С другой – на периферию пожаловали перестраховавшиеся высокобалльники из столиц.
Новшества сыграли на руку и орловским вузам. География бесплатников здесь широка – кроме абитуриентов из ЦФО (Брянск, Калуга, Тула, Курск), учиться у нас захотели жители Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга. К тому же и львиная доля орловских учеников (80%), по информации руководителя департамента образования Орловской области Алексея Карлова, предпочла получать «вышку» дома.
Но у снижения образовательной миграции есть и минусы.

Основная проблема

Наш регион много лет наравне с Томской, Омской, Тюменской, Воронежской, Курской, Новосибирской областями, а также с Санкт-Петербургом, Москвой и Республикой Татарстан входит в топ-10 субъектов с наибольшей долей студентов в населении. И число будет расти. Так как благодаря мерам, простимулировавшим всплеск рождаемости, из года в год увеличивается количество молодежи, желающей получить «вышку».
Однако, как отметил в своем исследовании для Высшей школы экономики (ВШЭ) кандидат географических наук Нияз Габдрахманов, современные реалии таковы, что местные образовательные системы не смогут ответить на этот спрос как с точки зрения количественных характеристик (то есть у них не будет достаточного количества бюджетных мест), так и по качественным характеристикам (нет качества образования, востребованности). И, и самое главное, ряд студенческих регионов, в том числе Орловщина, испытывает трудности с поиском работы для выпускников вузов. Поэтому пусть у нас не зафиксирован значительный отток в цепочке «школа – вуз», зато четко прослеживается молодежная миграция «вуз – работа». Ведь для удержания молодого человека в регионе, помимо сильного университета, должен быть сформирован хороший спрос на рынке труда на молодых специалистов, оплачивался достойно и у человека не было желания куда-то переехать. Наш же
регион с этой задачей пока справляется
плохо.


Справка «ОВ»

Укрепление позиций региональных вузов – задачу, которую ставили перед собой федералы, – пусть и методом от обратного, в этом году достигли. А тем временем в крупные федеральные вузы по факту недобора сегодня, вероятно, зачислят не самых подготовленных абитуриентов, которым по факту все равно, где учиться, лишь бы на бюджете. Так чем же была плоха система, когда школьники и их родители могли без суеты выбрать будущую профессию, а не оказываться на тех специальностях, куда просто повезло попасть?