Волшебница театральных декораций

2023-12-23

Автор: Наталья Синицына, фото пресс-службы театра «Свободное пространство»

Более семи лет художник-бутафор «Свободного пространства» Людмила Гайко творит сказку для орловцев. Это ее умелыми руками созданы декорации к спектаклям, помогающие зрителю погрузиться в театральный мир. О нюансах профессии, самых сложных работах, а также о месте творчества в бутафорском деле Людмила Афанасьевна рассказала корреспонденту «ОВ».



На все руки мастер

– Людмила Афанасьевна, как вы начали работать в театре?
– Очень просто. Прежняя сотрудница бутафорского отдела ушла в декретный отпуск, и меня пригласили на ее место.
Это творческое направление было для меня не новым. После окончания орловского художественного училища всю жизнь работала художником – и в музее Тургенева, и на заводе, и в рекламе…
– Кто обучал вас бутафорским премудростям?
– Для меня самая лучшая учеба – когда сам копаешься, ищешь что-то, изучаешь. Все познается в процессе работы.
– Что должен уметь художник в театре?
– Мы должны уметь все! Художник, если он действительно художник, будет на все руки мастером: и расписать декорации, и шить, и лепить, даже дерево обрабатывать.
– Что входит в ваши обязанности? Есть какие-то особенности?
– Изготавливать всю бутафорию: декорации, некоторые предметы в руках у актеров, элементы костюмов и многое другое. Все, что находится на сцене, делаем тоже мы, бутафоры и декораторы. Кроме того, украшаем наряды актеров после того, как их пошьют швеи, крепим декоративные детали. В общем, очень много мелкой и незаметной, но важной работы.
Наша работа интересна тем, что в ней нет повторения. Все декорации очень разные.

Секреты закулисья

– Как вообще происходит процесс создания декораций?
– Сначала проходит технический совет по конкретному спектаклю. Нам, художникам-бутафорам, показывают эскизы, рассказывают о персонажах. Дизайн создают приглашенные художники. Каждый раз они новые, почти всегда не орловские.
– Какие материалы чаще всего используются?
– Поролон, папье-маше, многие обычные строительные материалы – пенопласт, шпаклевка, профессиональный пластилин.
– Самый незаменимый предмет в работе – это…
– Ножницы!
– От чего зависит выбор, использовать ли в спектакле настоящий предмет или изготовить муляж?
– Хотя многое в театре выглядит так же, как в реальной жизни, очень часто это иллюзия. Чугунная сковородка на сцене может оказаться легкой, как перышко, а лезвие меча безопасным.
Если предмет тяжелый, а им по сценарию нужно бросать или долго держать в руках, то однозначно нужен реквизит. Самый простой пример – камушки, вазы, что-то массивное.
Все зависит от задачи, которую поставил художник. На сцене все должно быть более прочным и одновременно не слишком тяжелым. Бывает, что и стул должен разламываться, а иногда и на столе танцуют…

Есть место для творчества

– Бывает так, что приходится переделывать или дорабатывать декорации?
– Конечно. У нас есть генеральные прогоны, на которых смотрим декорации, все ли идеально. Когда видишь их на сцене, становится ясно: что-то нужно подкрасить, что-то затемнить. При свете сцены оформление смотрится немного иначе.
– Что самое сложное в вашей профессии?
– Наверное, короткие сроки подготовки спектаклей. Все декорации нужно делать очень быстро. Поэтому мне частенько приходится брать «задания» на дом, и уже в компании питомцев – кошек – доделывать. Все потому что я свое дело не воспринимаю как работу, для меня это хобби. Абсолютно не умею отдыхать и на что-то другое переключаюсь редко. Мне уже трудно остановиться – руки привыкли к работе!
– Есть ли место творчеству в работе бутафора?
– Хороший вопрос. Бутафоров можно сравнить с ремесленниками – они должны хорошо выполнять свою работу. Но все равно в процессе понимаешь, что занимаешься именно творчеством.
– Вы автор интересного проекта – к прошлому юбилею «Свободного пространства» создали 20 масок по аналогии с театральной премией. Расскажите об этом.
– Идея возникла у художников-бутафоров – вручить каждому отделу юбилейные экземпляры, стилизованные профессиональными атрибутами. В рамку я поместила золотую маску и несколько предметов. Получились интересные композиции, которые отражали направление работы каждого подразделения.
Еще несколько подобных масок я создала в качестве индивидуальных подарков для сотрудников театра в значимые для них даты. Такая есть, например, у заслуженного артиста РФ Валерия Лагоши…

«Яга» заставила попотеть

– Подготовка к какому спектаклю была для вас самой непростой?
– Каждая постановка требует максимум внимания и усидчивости. Из последнего – пришлось потрудиться для мюзикла «Яга». Нашей задачей было сделать двадцать снопов высотой около 1,2 метра. Сначала мы лепили отдельные колоски, потом соединяли их. Вообще, этот спектакль был богат на такой реквизит – бочки, которые ловила Яга, мешки с мукой… Работы было много.
– Над чем трудитесь сейчас?
– Завершили подготовку к спектаклю «Новые приключения Алисы», готовимся к новогодним интермедиям.
– Есть ли у вас любимчики в репертуаре?
– Нет, ничего не выделяю. Это сделать невозможно, когда знаешь «внутреннюю кухню» театра.
– Ну а какую театральную профессию считаете самой важной? Без кого не обойтись в этой сфере?
– Театр – это образ мыслей и жизни. Здесь нет скучных или неважных профессий – все участвуют в создании театральной магии.