Восприятие И.С. Тургенева учащимися Орла начала ХХ века

2019-09-19

Автор: А.И. Еремин, к.и.н., ст. научный сотрудник Орловского краеведческого музея

В чествовании и увековечении памяти И.С. Тургенева как выдающегося уроженца Орла и губернии огромную роль сыграл прежний «Орловский вестник» (1873–1919), освещавший общественные и государственные инициативы, точки зрения, вплоть до самых радикальных, о частной жизни, произведениях, посмертной судьбе писателя. К сожалению, даже сумма всех хранилищ современных орловских культурных и научных институций не может дать одного полного комплекта издания. Именно «Орловский вестник» заметками своего журналиста Э.Г. Павчинского в 1903 году обратил внимание на слабое использование произведений Тургенева в учебных заведениях. Кроме материалов «ОВ» о взаимном притяжении и отталкивании Тургенева и малой родины есть немногочисленные свидетельства того, как учащиеся воспринимали великого земляка. Нам известны рукописный журнал гимназистов «Школьные досуги» (1902–1903) и сочинения абитуриентов (выпускников) гимназии (1908).



Нет в программе

В начале ХХ века Тургенев уже не входил в круг модного чтения, но еще не был включен в программу словесности средних учебных заведений России, как и все русские писатели второй половины ХIХ века. Правда, несколько его произведений названы в «Списке сочинений, обязательных для прочтения учениками [Орловской] гимназии от 30.09.1902».

Поэтому вполне ожидаемо оказалось, что среди сотни публикаций рукописного журнала «Школьные досуги» нет специальной статьи, посвященной Тургеневу. Но в феврале 1903 года в шестом и седьмом номерах авторы и читатели журнала, гимназисты VI класса, разместили три критических суждения о писателе. Самые резкие слова сказал гимназист А. Тиняков («Одинокий»), впоследствии известный поэт-символист, в статье к юбилею Н.А. Некрасова: «Тургенев, Толстой и другие, ведя пошлую жизнь, находили это в порядке вещей и, поедая омаров, икру и другие деликатесы, не страдали от сознания того, что в это время умирает где-нибудь мужчина от голода, и сидя с сигарой в зубах у камина, они не вспоминали о замерзающих в извозе или в нетопленной хате «меньших братьях», и после выпивки и кутежа с француженками они не испытывали угрызений совести…».

Девять читателей написали резкие отзывы, напоминающие конфликтное общение подростков в современных интернет-форумах, на рассказы Тинякова за «желание продолжить родословную “лишних людей”, якобы начатую лучшими русскими писателями».
Еще более красноречиво отношение учащихся к писателю выражено в первом номере журнала. В нем есть статьи о смерти автора учения о клетке Р. Вирхова и малоизвестного художника Г.И. Семирадского, гимназисты планировали (!) рассказать о предстоявшем юбилее здравствовавшего Л.Н. Толстого, но промолчали о юбилее со дня смерти Тургенева, которому в Орле пытались придать общероссийское значение. Почему?..

Забыли в год юбилея

Недоумение нарастает, так как в 1903/1904 учебном году министр народного просвещения предписал ввести изучение произведений Тургенева (и других русских писателей второй половины ХIХ века) для «нравственного воздействия школы на подрастающее поколение». Но в Орловской гимназии, как и повсеместно, отказались менять учебные планы.

Казалось бы логичным в 1908 году, в 25-летие со дня смерти писателя, найти сочинения орловских учащихся по произведениям Тургенева. И снова, увы, таких нет… В тот год абитуриенты (выпускники) Орловской первой гимназии писали на тему «Значение идеалов в жизни человека», тогда как абитуриенты Московской четвертой гимназии – «Дореформенный быт по произведениям Тургенева и Гончарова»…
Из «экзаменных листов» выпускных сочинений абитуриентов 1908 года, хранящихся в Государственном архиве Орловской области (ГАОО), выяснилось, что среди пятидесяти работ выпускников есть упоминания героев произведений Тургенева. В десяти сочинениях использовались клише «возьмем, к примеру» (Базарова, Лаврецкого, Лизу), упомянуты Лаврецкий (2), Лиза Калитина (2), Базаров (2), Елена из «Накануне» (2), «Записки охотника» (1), Инсаров (1), Тургенев (2). Абитуриент В. Юргелевич, размышляя в черновике о значении идеалов для достижения счастья, упомянул, но не перенес в окончательный вариант сюжет из малоизвестной повести «Довольно» (1865).

Почти во всех текстах встречаются выражения «идти по пути (к) прогресса(у)», «правда, добро и красота», «люди 40-х годов», «жизненная борьба за осуществление своих идеалов», «выработка собственных идеалов». Похожей лексикой наполнена знаменитая статья Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» (1860), рекомендованная программой для разбора в классе.

Особенно примечательно, что абитуриенты среди людей «эпохи 40-х годов» называли А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, Н.В. Станкевича, но пропускали Тургенева, относившего себя к деятелям той важной эпохи в истории России.
Единичные упоминания Тургенева в сочинениях абитуриентов 1908 года выглядят случайностью, поверхностным знакомством с произведениями программы словесности. Однако единая структура работ и повторяющаяся лексика указывают на влияние педагогических мероприятий и социального окружения или списывания во время экзамена.

Не интересно?

Наиболее вероятно, что на содержание сочинений повлияли директор гимназии О.А. Петрученко и учитель словесности С.И. Горовой через назначение темы, подготовку к ней в течение учебного года. Тема, лексика и содержание сочинений оказались связаны также с материалами торжественного акта 17 марта 1908 года в честь 100-летия гимназии. В краткой приветственной речи на нем директор несколько раз повторил популярные в общественной полемике начала ХХ века понятия «идеал» и «прогресс».

Вслед за директором выступал учитель словесности с докладом «Тургенев – художник-историк и воспитатель русского общества», найти который не удалось. Видимо, он говорил о важности тургеневских идеалов для общества. То есть уже на торжественном акте был очерчен возможный круг идей для успешного выполнения выпускного сочинения. Горовой при подготовке учеников к итоговому сочинению сочетал классные занятия с чтением публичных лекций, выступлениями на литературно-музыкальных вечерах. В итоге тема не стала для абитуриентов неожиданностью на испытаниях зрелости, но и не оправдала ожиданий педагогов.
Критическое отношение к Тургеневу учащихся Орла начала ХХ века скорее было вызвано навязыванием им образцов восприятия Тургенева. Интерес возрастал, когда они выбирали произведения, проблемы, образы героев для индивидуальной и групповой идентификации.

Уже после испытаний зрелости 1908 года в передовой статье специального выпуска «Орловского вестника», посвященного 25-летию со дня смерти писателя, был сформулирован принципиально новый подход, что лучшим способом чествования Тургенева была бы постановка ему «памятника нерукотворного <…> использованием его произведений для воспитания юношества».

 

P.S. Орловский краеведческий музей проводит работу по разысканию школьных текстов и их представлению в музейной экспозиции, чтобы актуализировать круг значимых источников изучения местной идентичности и способствовать освоению образовательных программ музейными средствами. Любопытно выявить и сравнить сочинения последующих лет, например, «Характеристика Лаврецкого (по роману Тургенева «Дворянское гнездо») (1911), «Разностороннее значение сочинений Тургенева» (1912) с сочинениями по тургеневской и иной тематике в других провинциальных и столичных гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях.