Возвращение трагедий

2010-11-06

Автор: Ольга Солнцева

В декабре на сцене театра «Свободное пространство» после тринадцатилетнего перерыва появится новая версия спектакля, полюбившегося орловским зрителям



«Маленькие трагедии» Пушкина. Вторая редакция. Постановщик – знаменитый российский театральный режиссер Геннадий Тростянецкий.

Так вышло, что в своем первоначальном варианте гениальная, по отзывам ценителей, работа Тростянецкого недолго просуществовала на сцене «Свободного пространства». По словам художественного руководителя театра Александра Михайлова, главной тому причиной стал уход из труппы нескольких ведущих актеров, занятых в спектакле.

– Спектакль этот очень важен для нашего театра. Он уже занял свое место в истории, и сегодня есть внутренняя потребность в том, чтобы название такого уровня и масштаба существовало на нашей сцене. И эта потребность ощущается сейчас, пожалуй, еще больше, чем в год 200-летия Пушкина. Очень надеемся, что эта работа будет интересна для зрителей всех возрастов. Хочется, чтобы наши молодые зрители имели возможность познакомиться с Пушкиным свежим, оригинальным, нехрестоматийным образом, – рассказал Александр Алексеевич.

– Когда я сделал новеллу «Моцарт и Сальери», понял, что в этом ключе нужно делать и остальные новеллы, – комментирует Геннадий Тростянецкий. – Но в тот момент было уже поздно, чтобы вернуться и что-то откорректировать. И это одна из причин, почему я возвращаюсь к этой работе сейчас. Мы задали себе вопрос: почему в России есть театр Островского, театр Гоголя, можно даже сказать, есть театр Чехова, а вот театра Пушкина у нас нет? Дело в том, что Пушкина как драматурга открывают ключом психологического, бытоподобного театра. На самом деле каждый театр психологический, учитывая, что «психо» – в переводе «душа». Если театр не душевный, он никому не нужен. А вот что касается жизнеподобия, это абсолютно неверно. Откройте статью Александра Сергеевича о театре, где он пишет, мол, какое может быть правдоподобие в зале, разделенном на две половины, где одна делает вид, что не замечает другую?! Значит, необходим иной подход, другой принцип.

Принцип этот, по мнению Геннадия Рафаиловича, прекрасно выражен в новелле «Моцарт и Сальери». В ней заложен миф о Пьеро и Арлекине, о двух половинках одного существа, для выражения которого идеальным является так называемый площадной театр, театр маски. «Маска – это всегда концентрированный тип человека, очень мощный», – убежден режиссер.

Работа по подготовке к спектаклю уже начата, репетиции идут полным ходом. Во второй редакции в основе постановки три новеллы: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Роль Моцарта по-прежнему исполняет Маргарита Рыжикова, Сальери будет играть молодой актер, имя которого пока не называется. В спектакле «Каменный гость» в роли Дон Гуана – Михаил Артемьев. Премьера состоится 9 декабря.