Время особых красок

2022-10-14

Автор: Есения Коврова, фото автора

До 27 ноября в Доме-музее А.И. Курнакова работает выставка произведений графики из фондов музея изобразительных искусств «Дыхание осени» (0+).



Уголок искусства

Разговор о работах представителей классической школы, писавших в реалистических традициях, научный сотрудник Елена Гущина заводит еще в гостиной музея Курнакова, стены которой украшены осенними пейзажами хозяина дома. Под рассказы о биографиях авторов и их картинах посетители неспешно перемещаются по дому. Экскурсия сопровождается поэтическими словами классиков о дивной поре. Осеннее погружение завершается семейным залом, откуда можно подняться на мансарду и полюбоваться курнаковскими работами.
Елена Гущина не перестает говорить о том, насколько удачно экспозиция вписалась в музейное пространство, где вообще-то не предусмотрен отдельный выставочный зал. Все как в настоящей мастерской: картины отделены от зрителя рабочими столами, а некоторые работы стоят на мольбертах. Удивительно, но без костров рябин и багряных кленовых листьев удалось создать атмосферу настоящей золотой осени.

Дыхание осени

«Унылая пора, очей очарованье» читается в работе «Осенняя река» художника Эдуарда Галактионова. Знакомая природа центральной полосы России: голые березы, темно-зеленые ели и ощущение поздней осени. По соседству не менее «печальные» акварельные пейзажи – «Утро. Осень» Андрея Мыльникова, «В полях» Людмилы Былинко, раскисшая деревенская дорога Валентины Алексеевой. Мрачные серые тона с пробивающимися местами теплой охрой и остатками летней зелени; низкое небо, давящее облаками и дождевыми разводами. Дети 70–80-х наверняка увидят что-то до боли знакомое в работе Николая Устинова – его иллюстрация к сказке «Лиса и журавль» появилась в те годы в детском журнале «Мурзилка». В черно-белом фильтре осень видят Федор Константинов и Андрей Вагин, с точностью Левши Н.С. Лескова проработавшие каждый элемент своих произведений. А противостоят им сочные акварели Жанны Травинской и Александра Лопухина.
Во втором зале поздняя осень отступает перед яркостью бабьего лета. В основном преобладают работы Александра Лопухина и Виктора Шестакова. Названия говорят сами за себя: «Осенний туман», «К осени», «Осень», «Осенний этюд», «Тихая осень», «Холодает». Словно порывом ветра смешалась палитра этого удивительного времени года – растекаясь по бумаге, акварель передала то настроение, которое охватывает художника, да и каждого из нас, в эту пору. Более графично и четко на их фоне смотрятся работы Людмилы Былинко «Окрестности Спасского», Ивана Хромова «Горки Ленинские. У пруда», Павла Пичугина «Летний сад», Станислава Вихарева «Медный всадник». Такая разная и неповторимая осень, глядя на которую, невозможно не влюбиться.