Вячеслав Моше Кантор: борец за безопасную толерантность

2019-03-07

Автор: Кирилл Гусев

Толерантность для современного общества – это и прошлое, и будущее. Она не только сформировала европейскую цивилизацию таковой, какой мы ее знаем и в которой живем, но и является залогом дальнейшего развития. Другое дело, что со временем концепция толерантности должна претерпевать изменения в соответствии с тем, как меняется мир, мы сами и наши взаимоотношения. Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор, по совместительству возглавляющий Европейский совет по толерантности и примирению, а также несколько других важных общественных организаций международного уровня, не только считает толерантность главной цивилизационной ценностью, но и ставит ее во главу угла всей своей общественной работы. Какой же видит толерантность Вячеслав Кантор и какие изменения, по его мнению, должны произойти с концепцией терпимости и толерантности, чтобы она могла существовать в современном мире и способствовать его процветанию?



Совет по толерантности
Приверженность Вячеслава Моше Кантора идеям толерантности была и остается настолько полной, что еще в 2008 году он заявил о необходимости создания отдельного экспертного органа, чья работа была бы сфокусирована на этом вопросе. Об этом Моше Кантор заявил на заседании исполкома Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), где с 2007 года занимает пост президента и неоднократно избирался повторно на этот пост. По мнению Вячеслава Кантора, озвученному в ходе выступления, совет по толерантности особенно необходим современной Европе, которая наблюдает всплески ксенофобии и антисемитизма. Этому росту негатива и нетерпимости необходимо противостоять, и сделать это можно лишь укреплением и продвижением идей взаимопонимания, взаимоуважения и мирного сосуществования представителей разных народов, культур и религий.
Для Вячеслава Моше Кантора и ЕЕК в целом вопрос толерантности имеет особенно глубокое и важное значение, поскольку глава ЕЕК уделяет в своей работе огромное внимание борьбе с антисемитизмом – проявлением нетерпимости по отношению к евреям. Эта проблема актуальна далеко не только для Европы, но для всего мира. По мнению Кантора, антисемитизм и вовсе является одной из самых явных и, к сожалению, устоявшейся и распространенной формой ксенофобии.
Совет по толерантности, по задумке Кантора, должен был собрать под своим крылом представителей гражданского общества Европы – экспертов, ученых, юристов, общественных деятелей, лидеров общественного мнения и других уважаемых людей. Работа и усилия этих экспертов в свою очередь помогли бы привлечь к проблемам нетерпимости внимание политических лидеров и глав правительств, побудить их действовать и бороться с нарастающей ксенофобией не только в Европе, но во всем мире.
Слова Вячеслава Кантора не расходятся с делом, и в том же 2008 году был создан Европейский совет по толерантности и примирению (ЕСТП), а уже в октябре состоялось его первое заседание. Вячеслав Кантор заразил идеей создания совета и экс-президента Польши Александра Квасьневского, совместно с которым и возглавил созданный экспертный орган. Позднее, в 2013 году, Квасьневского на посту председателя ЕСТП сменил Тони Блэр, оставивший к тому времени пост премьер-министра Великобритании.

Теория и практика толерантности
Приверженность практике над теорией – отличительная черта деятельности Вячеслава Моше Кантора. В вопросах толерантности он также ей верен. Действительно, говорит Кантор, терпимость, толерантность, взаимоуважение определяют будущее нашего общества, и без них дальнейшее развитие нашей многокультурной и многонациональной цивилизации невозможно. Однако, как считает Вячеслав Кантор, толерантность не появляется сама по себе и не может сама себя поддерживать – в обществе и сознании людей ее необходимо взращивать, и эта кропотливая работа требует усилий, опыта и времени. Прибегая к сравнению, Вячеслав Кантор назвал толерантность деревом, которое требует ухода и взращивания, в то время как негативные тенденции: ксенофобия, ненависть, расизм, антисемитизм – разрастаются и плодятся сами по себе, со скоростью сорняков.
С такими заявлениями Вячеслав Моше Кантор выступил на конференции «На пути к примирению в Европе: Опыт. Методы. Перспективы», прошедшей в октябре 2010 года в Хорватии. Организатором международной конференции выступил ЕСТП, и главной темой для обсуждения стали взаимоотношения между нациями и народами. Вячеслав Кантор в своем выступлении особенно подчеркнул то, что в вопросах толерантности только лишь деклараций и заявлений мало, необходимы конкретные шаги для ее поддержания. Это особенно важно на современном этапе общества, напомнил Кантор, поскольку в нем начинают наблюдаться признаки так называемой исторической амнезии: с ходом истории человечество забывает преподанные ею уроки и теряет понимание реальной важности толерантности. При этом существовать без нее общество не может, уверен Моше Кантор, поскольку именно толерантность является основой всей человеческой деятельности, развития цивилизации, взаимодействия, модернизации и инноваций в любой сфере.
Учитывая колоссальную, даже фундаментальную важность толерантности, говорит Кантор, ей, без сомнения, нужна поддержка. И поддержка эта должна носить реальный характер, в том числе правовой. Еще в 2008 году эксперты Еврокомиссии заявляли о необходимости отдельного специального законодательства в сфере толерантности, которое не только закрепило бы основные принципы этой концепции и ее важности для европейского общества, но и запрещала бы любые формы ксенофобии, антисемитизма и других форм дискриминации. Вячеслав Моше Кантор всегда был сторонником идеи необходимости этого закона, который, по его мнению, дал бы Европе столь необходимый моральный и нравственный компас для дальнейшего существования и развития.
Необходимость законодательства в сфере толерантности Вячеслав Кантор видит и в том, что для европейских правительств, где признается верховенство закона и права, именно конкретные, грамотно прописанные законы необходимы для нормальной работы, в том числе в сфере правоприменения и судебных разбирательств. Кроме того, подчеркнул Кантор, единый общеевропейский закон о толерантности позволил бы уйти от разночтений самого этого понятия и привел бы к единообразию практику по защите людей от нетерпимости и преследований на почве ненависти.

Не превратить лекарство в яд
В 2011 году в Европе произошел новый всплеск интереса к теме толерантности, однако поводом для этого стали вовсе не радостные события. Волна миграции, захлестнувшая Европу, заставила многих задаваться вопросом: не изжила ли концепция толерантности себя, не пора ли перейти от терпимости к жесткому отстаиванию своих границ, интересов и безопасности? Этот вопрос стали поднимать политики, в том числе заявляя напрямую, что политика мультикультурализма, которой долгое время придерживалась Европа, провалилась. Так, премьер Великобритании Джеймс Кэмерон в своем выступлении привел неутешительные данные: изоляция приезжих, особенно из восточных стран, не разделяющих европейские ценности, привела к тому, что в замкнутых этнических сообществах начали зреть радикальные настроения, а прибывшие из стран, где правят агрессия и нетерпимость, распространяют эту идеологию и в «новом доме», не желая от нее отказываться. В то же время политика терпимости диктует европейцам не вмешиваться в дела мигрантов, не навязывать и не диктовать им условия жизни. Именно эта позиция была признана неправильной. Взамен Кэмерон предложил перейти к «маскулинному либерализму», жестко поставив во главу угла права, безопасность и закон. Эта позиция нашла поддержку у многих европейских политиков и глав государств.
Согласился с ней и Вячеслав Кантор, хотя в своем комментарии не был столь категоричен. По мнению Кантора, отказываться от толерантности Европе нельзя ни в коем случае – более того, это и невозможно, ведь именно на толерантности построено само европейские общество, его базис. Другое дело, что толерантность действительно должна иметь границы, и в этом Кантор солидарен с противниками безграничной толерантности и пассивной терпимости. Для аналогии Вячеслав Моше Кантор сравнил толерантность с медикаментом – в правильных дозировках она исцеляет, однако если пользоваться ей ненормированно, с переизбытком, то лекарство легко превращается в яд.
Толерантность должна претерпеть изменения в соответствии с новыми реалиями, и именно понятия безопасности должны ее ограничивать, уверен Вячеслав Кантор. Более того, сам он является автором и многолетним последователем идеи «безопасной толерантности» как самой отвечающей современным запросам формы толерантности. Не должно быть толерантности к нарушениям закона, к притеснениям, к радикализму и экстремизму, говорит Кантор, как и к другим явлениям, разрушающим общество и попирающим права человека.
Политикам и правительствам Вячеслав Моше Кантор в свою очередь дал совет: прежде всего необходимо опираться на нормы демократии, они нуждаются в укреплении и поддержании, главным образом посредством законодательства. Демократические нормы способны стать барьером от ненависти, если вспомнить, что в их основе лежат как раз нормы свобод и безопасности. Что необходимо Европе на ее современном этапе развития, так это заново определить связь между безопасностью и толерантностью, каким образом эти понятия могут – и должны – дополнять и ограничивать друг друга.

Чем опасна толерантность?
Несмотря на кажущуюся абсурдность этого вопроса, на него есть ответ, и ответ притом весьма конкретный. По мнению Вячеслава Моше Кантора, толерантность в своем безграничном пассивном проявлении может быть столь же губительна для Европы, насколько безопасная толерантность – спасительной. Пассивная безграничная толерантность не ставит запретов и барьеров, и таким образом под прикрытием «свободы слова» и «различием мнений» могут укорениться такие явления, как ненависть, ксенофобия, радикализм и другие недопустимые идеологии, разрушающие общество.
Эта тема стала одной из ведущих для обсуждения в ходе конференции «Неофашизм в Европе: 70 лет спустя», которая прошла в Санкт-Петербурге в марте 2014 года. О вреде безграничной толерантности для общества высказался не только Вячеслав Кантор, но и многие другие эксперты. Возрождение фашистской идеологии действительно стало проблемой для современного общества, которое, казалось бы, в недавнем прошлом пережило катастрофу, напрямую вызванную победой нетерпимости и ненависти в Европе. Были ли усвоены исторические уроки? Видимо, не до конца, если спустя несколько десятилетий губительная человеконенавистническая идеология вновь находит своих сторонников и завоевывает популярность. При этом Моше Кантор особенно обратил внимание участников конференции на пугающий парадокс: особенную популярность тенденция к героизации фашизма и зарождению неонацизма завоевала в тех странах, которые особенно сильно пострадали от нацистского режима и его бесчинств в первой половине XX века.
В чем же причина возрождения нацизма и как наше общество допустило это? Вячеслав Кантор видит одну из причин этой тенденции именно в излишней толерантности. По сути, неправильно понимаемая «демократия» сыграла злу шутку с обществом, став оружием не защиты свобод, но их ограничений. Такое понимание толерантности (неправильное, по мнению Моше Кантора), когда допустимо все, на деле играет на руку радикальным и экстремистским силам, поскольку они могут продвигать свою идеологию, преследовать, ненавидеть и пропагандировать нетерпимость, прикрываясь «свободой слова» и другими своими «правами». При этом, пользуясь своей «свободой», они отказывают в свободе, безопасности и правах объектам своей ненависти. Особенно тревожно то, подчеркивает Кантор, что это неправильное понимание толерантности и искаженная трактовка демократии позволяет ультраправым, неонацистским и радикальным силам формировать действующие коалиции, политические силы и даже добиваться успехов на выборах, входить в состав правительств и действующих органов власти.
Еще одной ключевой причиной подобного развития событий Кантор называет утрату исторической памяти человечеством, связанной не только с уходом из жизни непосредственных участников событий, но и с тем, что история нередко становится объектом политических игр, различных трактовок и искажений в угоду тому или иному курсу, что также недопустимо.

Почему необходимы табу?
В 2018 году вопрос того, какой должна быть концепция безопасной толерантности, остается не менее актуальным, чем в годы особенного пика миграции в Европу. Ведь этот вопрос не относится к какому-то одному периоду или одной проблеме, убежден Вячеслав Кантор, это вопрос в целом дальнейшего развития европейского общества. Каким будет это общество, как не утратить ориентиры на свободы и права человека, но при этом обеспечить безопасность граждан и европейской цивилизации в целом? Все эти вопросы неразрывно связаны с вопросами толерантности и ее будущего.
В январе 2018 года, выступая на мероприятии, приуроченном к Дню памяти жертв Холокоста в Европейском парламенте, Моше Кантор вновь привлек внимание собравшихся к этой проблеме. Уже очевидно, что действие «прививки от антисемитизма» и ксенофобии, каковой стали Холокост и Вторая мировая война, сходит на нет в современном обществе. Уходит живая память, уходят и те уроки истории, которые эта память преподавала человечеству. А вместе с потерей действительного понимания того, какой катастрофой может обернуться нетерпимость, растет и популярность радикальных и экстремистских взглядов. Свою лепту вносят и экономические проблемы, падение уровня жизни населения, что вынуждает граждан невольно искать виновных – и нередко находить их среди представителей других культур или народов, что лишь подпитывается популистами и агрессивно настроенными идеологами изоляционизма и национализма.
Чтобы спасти толерантность, ту базу, на которой зиждется европейское общество, этим нормам необходимо учить, убежден Кантор. При этом сам Моше Кантор, как и многие его коллеги-эксперты, вынуждены констатировать, что современная система образования не доносит до подрастающего поколения в необходимом объеме информацию о реальной опасности ненависти и нетерпимости. Свой отпечаток накладывает и остаток прежней «пассивной толерантности», исходя из которой люди не проявляют возмущения, сталкиваясь с ксенофобскими и антисемитскими заявлениями и дискуссиями, будь они в СМИ или разговорах за ужином.
Как с сожалением подчеркивает Моше Кантор, в Европе все чаще становится нормой то, что еще недавно считалось табу и, по здравому рассуждению, должно табу остаться. Расистские и антисемитские лозунги, выступления, марши, радикальные и националистические партии, теории заговоров евреев и прочее – этим окружен современный европеец.
С таким положением вещей необходимо бороться, уверен Вячеслав Кантор, и бороться решительно на самом высоком международном уровне. А Европе необходима новая идеология, которая объединяла бы столь необходимую толерантность с понятием всеобщей безопасности.

На правах рекламы

Источник http://vyacheslav-kantor.ru/